Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения людей.
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле информационная культура - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. Информационная культура - это есть обладание знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также знание юридических и этических норм в этой сфере.
коммуникативные умения; способность эффективного осуществления наблюдения, сравнения, анализа, синтеза; умение представлять информацию в различных видах и формах; умение составлять информационные модели объектов окружающей действительности; умение строить схемы и модели; наличие эмоционально-волевой сферы; владение методами информатики, к которым прежде всего относятся формализация и моделирование; владение знаниями о современных информационных и компьютерных технологиях, информационных системах, о процессах управления и познания, о различных видах деятельности человека в информационном обществе и главное – владение учебными навыками.
Критерии информационной культуры человека умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов; перерабатывать информацию и создавать качественно новую; вести индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и оценивать информацию; способность к информационному общению и компьютерную грамотность. Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
Уровни реализации информационной культуры 1. когнитивный уровень - знания и умения; 2.эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения; 3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение. Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (таблица 1).
Эмпирическая интерпретация понятия информационная культура личности" (разработана лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО, г. Самара) Информационная культура личности Когнитивный уровень (знания, умения) Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения) Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение) 1.Интернет-грамотность 2. Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации; умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики. 1. Содержание информационных потребностей и интересов. 2. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания. 3. Предпочтительность каналов получения необходимой информации. 4. Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности. 5. Отношение к девиантному поведению в Интернет. 1. Способы поиска и каналы получения необходимой информации. 2. Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика. 3. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности. 4. Способы распространения новой информации. 5. Степень включенности в Интернет- сообщество. 6. Формы деятельности в Интернет
Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.
Сергеева Л. В. Информационная среда как основа формирования информационной культуры. Гендина Н.И. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества. Эмпирическая интерпретация понятия «информационная культура личности» Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, марта 1991 г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научно. информатики с Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь С Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, с. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер С. 2-7.