Личностно-ориентированные технологии в рамках общеобразовательной системы «Начальная школа XXI века» Учитель МКОУ СОШ 256 Прокофьева А.А.
«Начальная школа XXI века» Рационалистическая парадигма главная ценность: компетентность, умения модель выпускника: деятельный, полезный в обществе человек Гуманистическая парадигма главная ценность: личность, её индивидуальность модель выпускника: гармонически развитая личность
Личностно-ориентированное обучение – обеспечение права каждого ученика на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам)
Сравнение особенностей учебного материала инструктивно-авторитарного и личностно-ориентированного обучения Инструктивно-авторитарный урок Личностно-ориентированный урок Преобладают задачи и упражнения, выполняемые по образцу (алгоритму) Преобладают проблемные, неоднозначные задачи Материал не отражает источники получения информации Имеется справочно- информационный материал Доля творческих заданий невелика Большое количество творческих заданий Чаще фронтальная или самостоятельная работа Различные виды взаимодействия учащихся (парная, групповая работа) Различные виды взаимодействия учащихся (парная, групповая работа) Класс делится на группы по уровню подготовки Задания с различной степенью сложности для реализации выбора
Методические приёмы при разном характере обучения Инструктивно- авторитарное Инструктивно- авторитарное Рассказ учителя Чтение текста учебника Ответы на вопросы учителя (учебника) Рассматривание иллюстраций Повторение рассказа учителя (учебника) Личностно- ориентированное Постановка проблемы Выдвижение предположений Обсуждение гипотез Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя) Поиск эмоциональных опор Составление графического плана-опоры
Ученики получают новую роль – «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания
Хорошо развитое воображение даёт возможность решить любую учебную задачу инициативно и творчески
Важнейшим методом обучения становится предоставление возможности самостоятельно выбрать образец правильного алгоритма учебного действия
Рабочие тетради для дифференцированного обучения по русскому языку и математике
Рубрики в учебниках «Русский язык» и «Математика», позволяющие развивать общую эрудицию
…Чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной интересной для него деятельности… Н.Ф.Виноградова