Ключевые понятия Вербальная коммуникация. Вербальное воздействие. Факторы вербального речевого общения.
Вербальная коммуникация осуществляется посредством речи и её слушания. Эффективное вербальное речевое воздействие предполагает адекватное (т.е. правильное, оптимальное, эффективное в данной ситуации) использование правил и приёмов общения с учётом того, с какими собеседниками, в каких коммуникативных ситуациях ведётся общение, какова его цель.
ФАКТОРЫ ВЕРБАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Фактор соблюдения коммуникативной нормы. Фактор установления контакта с собеседником. Фактор содержания речи. Фактор языкового оформления. Фактор стиля общения. Фактор объёма сообщения. Фактор расположения расположения информации. Фактор адресата.
Фактор соблюдения коммуникативной нормы Необходимо соблюдать нормы речевого этикета. Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее внимание к нему как к личности, к тому, что он говорит, охотнее идут ему навстречу.
Фактор установления контакта с собеседником связан с механизмом самоподачи: чтобы установить контакт с собеседником и успешно поддерживать этот контакт, собеседнику необходимо понравиться. Для этого надо: производить приятное внешнее впечатление; меньше говорить самому; индивидуализировать собеседника; отождествлять свои интересы с интересами собеседника; вспоминать совместный положительный опыт; говорить комплименты.
Фактор содержания речи Этот фактор объединяет правила, которые рекомендуют, о чём и в какой ситуации стоит говорить, а о чём не стоит. Необходимо: говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника; сообщать больше положительной информации; не давать советов, если вас не просят; чаще обращаться к собеседнику по имени; приводить аргументы, не быть голословным.
Фактор языкового оформления Постарайтесь разнообразить свою речь; не говорите монотонно; держите с партнёром одинаковый темп речи (нормальный темп – около 120 слов/мин.); приводите небольшое количество цифр, округляйте их.
Фактор стиля общения Для этого необходимо демонстрировать: общительность, приветливость; дружелюбие, искренность; воодушевление; умеренную эмоциональность; умение выслушать собеседника; способность не повышать голос в споре или конфликте.
Фактор объёма сообщения Коммуникант должен соблюдать следующие правила: будьте кратки; говорите меньше собеседника; говорите короткими предложениями.
Фактор расположения информации Важную информацию необходимо представлять в начале и конце разговора; важную информацию необходимо повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами.
Фактор адресата Необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учётом особенностей их восприятия, уровня знаний, интересов. «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика» (А. Михальская).
ЗАДАНИЕ Составьте диалоги «просьба – отказ»: один обращается с просьбой, второй отказывает. Вот варианты возможных просьб. 1. Дай мне на неделю эту книгу (она библиотечная, она вам самому нужна). 2. Приходи ко мне на день рождения (а вы уже приглашены в другое место). 3. Дай мне на воскресенье свой велосипед поехать за город (просящий – неаккуратный человек, может сломать велосипед, не вернуть вовремя и т.д.).
Прорепетируйте отказ с использованием самых вежливых формул с такой интонацией, с какой вы бы отказали другу, которого не хотите обидеть. Дополните свой отказ мотивировкой отказа ( например, у меня сейчас совсем нет времени, я готовлюсь к экзамену; у меня нет этой книги, я её сам брал в библиотеке и т.д.)