« Тьюторское сопровождение образовательного процесса в современной школе » Директор МОБУ « СОШ 1 п. Архара, Амурской области им. А. П. Гайдара Т. Н. Зудова
Наши публикации в рамках эксперимента
Образовательные ресурсы - сетевые профильные учебные курсы ; - сетевые элективные учебные курсы ; - интерактивные мультимедиа базовые учебные курсы ; - интерактивный лабораторный практикум ; - банк проектных заданий ; - медиатека, представленная широким спектром цифровых образовательных ресурсов ; - базы данных ; - интерактивные тренажеры ; - интерактивные тесты
Кадровый ресурс - учителя - тьюторы - психолог - тьютор Функциональный ресурс - семинары ; - статистическая база Технический ресурс -компьютеры ; - принтеры ; - интерактивные комплексы ; - сканеры ; - проекторы ; - экраны ; - выход в Интернет - локальная сеть
Обучающиеся – как субъект управления собственной деятельностью УМЕНИЕ НАЙТИ НЕСТАНДАРТНОЕ РЕШЕНИЕ УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ГОТОВНОСТЬ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ ГОТОВНОСТЬ К НОВЫМ ИДЕЯМ УМЕНИЕ АРГУМЕНТРОВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ГОТОВНОСТЬ К ИХ РЕШЕНИЮ УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ УМЕНИЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ СТЕРИОТИПОВ УМЕНИЕ РЕФЛЕКСИРОВАТЬ НА СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБНАРУЖИВАТЬ ОШИБКИ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОЕГО РЕШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ
Основной инструмент тьюторской работы - вопрос Уместно и вовремя поставленные открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие Технологии Индивидуальная встреча, консультация. Групповое взаимодействие. Метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод). Тьюторское сопровождение познавательных интересов, проектной и исследовательской деятельности. Тьюторское сопровождение коллективных творческих дел в сфере дополнительного образования. Продукты тьюторской работы Тьюторский портфолио – отслеживает этапы образовательного пути, является инструментом самооценки. Маршруты и педагогические стратегии ИОМ, ИОП, ИУП.
Организационные формы реализации технологий сопровождения ИОМ, ИОП, ИУП Название технологии Организационные формы реализации технологии Проектная методика По группам, индивидуально. Технология индивидуальных и групповых консультаций Индивидуально, в группах постоянного и сменного состава, сочетание этих форм. ТренингиВ группах постоянного состава. Технология профильных и профессиональных проб Индивидуально, в малых группах Информационные технологии Индивидуально, для класса, для группы, сочетание этих форм Технология работы с Портфолио Индивидуально
Модель тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся ( продукт тьюторского сопровождения ) Тьютор оформляет заказ на образование, учитывая мнение родителей и учащегося, формирует индивидуальный образовательный маршрут учащегося, фиксируя эти сведения в Портфолио. Тесно сотрудничает с классным руководителем. Психолог помогает учащемуся осознать свои индивидуально- психологические качества, способности и возможности, консультирует родителей. Регистрирует все данные в портфолио Педагог дополнительного образования, занимающий тьюторскую позицию, сопровождает учащегося во внеучебной деятельности, регистрируя достижения учащегося в портфолио. Педагог предметник, занимающий тьюторскую позицию, помогает учащемуся (сопровождает) его по учебным дисциплинам обращаясь за помощью к учителям-предметникам, занимающим тьюторскую позицию, регистрируя достижения учащегося в портфолио индивидуальная образовательная траектория фиксируется в портфолио на всех этапах сопровождения обучающегося
Мониторинг потребностей Мониторинг ресурсов Образовательные ресурсы Кадры Информационно-техническое обеспечение УМК Лабораторная база Цифровые образовательные ресурсы Количество компьютеров Количество проекторов и экранов Наличие локальной сети Наличие специальных оборудованных помещений (компьютерные классы, медиатеки) Наличие учебных помещений, оборудованных медиа техникой Возможность выхода в Интернет (модем, выделенная линия) Внутришкольный мониторинг Укомплектован ность персоналом Наличие ИКТ- компетентных педагогов Наличие педагогов с компетенциями сетевого – учителя, тьютора, психолога Потребности рынка труда Потребности учащихся и их родителей
Межшкольный мониторинг Модель «Ресурсный центр» Координационный центр: формирование образовательных сетей Разрабатывает критерии получения ОУ статуса ресурсного центра Определение ресурсных центров для образовательных сетей региона (муниципального образования): Образовательные учреждения Центры довузовской подготовки Центры дополнительно образования детей и т.п. Определение центров дистанционного обучения для работы в статусе ресурсных центров для образовательных сетей
Виды деятельности Урочная ВнеурочнаяНаучно- методическая Научно- исследовательская Использование педагогически х технологий Участие в конкурсах, проектах Создание собственных методических разработок Участие в профессиональных конкурсах Интеграция современных образовательных технологий Проведение классных часов, родительских собраний Разработка авторских курсов Проведение исследований, публикации работ Проектировани е заданий для учащихся Консультирование учащихся Подготовка дидактических материалов Руководство научной деятельностью учащихся. Виды деятельности педагогов в условиях тьюторского сопровождения
Модель современного педагога О с н о в н ы е ф у н к ц и и воспитатель исследователь предметник Коадаптационное мастерство Медиа - образованность Исследовательская компетентность Коммуника - бельность ( деловое общение ) мобильность Конкуренто - способность ЛИЧНОСТЬ
Тьюторство как поддержка Тьюторство как сопровождение Тьюторство как фасилитация Тьюторская модель сопровождения индивидуальной образовательной программы
I. Повышение эффективности учебной деятельности учащихся : существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных потребностей школьников ; создание условий для реализации новых видов учебной деятельности +- обучающихся ; возможность организации занятий в форме частичного экстерната в рамках индивидуальных учебных планов обучающихся.
II. Организационные преимущества : экономия времени и средств из - за отсутствия необходимости : - организовывать переезд учащихся и учителей из одного образовательного учреждения в другое ; - задействовать тьюторов для сопровождения обучающихся при переездах ; возможность составления гибкого расписания ; повышение эффективности организации из - за отсутствия необходимости делить обучающихся на основе индивидуальных учебных планов на предметные группы ; эффективное использование учебных помещений из - за возможности проведения занятий обучающихся по разным предметам в одном помещении.
III. Экономическую целесообразность : повышение эффективности управления работой образовательных учреждений сети из - за возможности организации дистанционного мониторинга с использованием сетевой базы данных ; упрощение оформления гражданско - правовых взаимоотношений между образовательными учреждениями.
1. Школа является сетевым центром тьюторского сопровождения 2. Апробированы и внедрены условия и механизмы тьюторского сопровождения старшеклассников при организации профильного обучения 3. Создана образовательная среда для индивидуального развития и самоопределения обучающихся, готовности школьников к личностному самоопределению 4. Созданы условия для внедрения инновационных технологий тьюторского сопровождения образовательного процесса в образовательных учреждениях района 5. Повысилась социальная активность школьников Полученные результаты исследования
Для эффективного введения тьюторской позиции необходимы взаимосогласованные результаты всех основных участников образовательного процесса.