Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово. В.Литвинов. Урок развития речи Обучение написанию сочинения – рассуждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Advertisements

Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Электронные учебные материалы Как писать рецензию Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Исходный текст 1. О чем данный текст? 2. Какие вопросы рассматривает автор? 4. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? 3. Какой вопрос автора волнует.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Транксрипт:

Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово. В.Литвинов. Урок развития речи Обучение написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту (часть С).

Композиция сочинения – рассуждения. 1.Проблемы, заявленные автором (до трёх).Формулируем чётко. 2.Комментарии к проблемам. С помощью цитирования, риторических вопросов, вводных конструкций, краткого пересказа показываем, как мы поняли смысл текста. 3.Позиция автора текста. (Автор логично и последовательно раскрывает, демонстрирует; благодаря ярким примерам доказывает; заставляет читателей)… 4.Изложение собственного мнения. (Я разделяю мнение автора о…; я согласен с автором в том, что…; мне близко мнение автора о проблеме…). 5.Аргументы, подтверждающие или опровергающие собственное мнение учащегося. Логическое рассуждение на основе жизненного и читательского опыта. Логические ссылки на разных авторов; примеры из других текстов, поднимающих те же проблемы. 6. Вывод.

Что такое проблема? Проблема (от лат. слова – задача, вопрос)- «нечто выступающее вперёд», «брошенное вперёд», «преграда», «задача», «спорный вопрос». Проблема – вопрос, требующий исследования.

Категории (виды) проблем. 1.Философские проблемы. (В чём смысл человеческой жизни? Что такое свобода?) 2.Социальные. ( Возможно ли построение идеального общества? Можно ли избежать социальной несправедливости?) 3.Политические (социально-политические). (Нужна ли обществу цензура?) 4.Экологические проблемы. (Человек и окружающая среда; экология культуры; экология языка). 5.Нравственные (этические) проблемы. (Какого человека можно назвать культурным? Следует ли помогать ближнему?

Рекомендации по определению проблемы текста: Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. Подумайте над тем, на какой вопрос отвечает автор своим текстом. Этот вопрос и есть проблема.

Учимся комментировать. Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо, критические замечания о чём-нибудь. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой). Два типа комментария: Текстуальный Концепционный ( в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновения различных мнений по данному вопросу). Следует помнить, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Типичные конструкции, помогающие оформить комментарий. Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора... Автор говорит о том, что… Автор особо подчёркивает, что… Следует обратить внимание на мысль о том, что… Заслуживает внимание высказывание…. Автор негодует (восхищается, удивляется)… Автор доказывает, убеждает, приглашает к размышлению… Автора тревожит…

Грамотно цитируйте исходный текст! Цитата – это точная, дословная выдержка из какого-либо произведения или высказывания. Существуют следующие способы оформления цитат: 1)предложения с прямой речью; 2)предложения с косвенной речью (предложения с косвенной речью передают речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания); 3)предложения с вводными словами. (Например. По словам Н.Никонова, «никому в голову не приходило заботиться о земле.») НЕ следует увлекаться цитированием! Цитата должна быть небольшой – 1-2 предложения или словосочетание.

Что такое позиция автора? Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Какие же языковые элементы текста обычно выражают авторскую позицию? 1.Оценочная лексика, т.е. слова, выражающие отношение автора к предмету речи. 2.Вводные слова и предложения. Различные образные средства: яркие эпитеты, авторские метафоры, олицетворения, риторические вопросы и восклицания.

Способы формулирования авторской позиции: Позиция автора такова: … Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что … В тексте доказывается мысль о том, что…

Аргументы. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли. Аргументы бывают естественные и искусственные. Естественные: - ссылки на личный опыт; ссылки на общезначимый опыт; примеры из жизни; примеры из художественной литературы; ссылки на авторитет; пословицы и поговорки; цитаты. Искусственные доказательства связаны с необходимостью рассуждать.

Проверка текста. Представляете, каково было моё изумление, когда я прочитал в географической энциклопедии, что 70% земной суши – пустыни, горы, вечные льды? И всего 10% её может быть использовано для земледелия…А ведь население Земли приближается к десяти миллиардам человек!

Продолжение текста. Будет ли в состоянии хотя бы через полстолетия наша матушка- кормилица щедро одаривать нас своими плодами? Простит ли она варварское отношение к себе? Наверное, лишь любовным отношением к ней человек сможет вымолить себе не только прощение, но и возможность не умереть от голода.

С чего начать и чем закончить? Каким же должен быть зачин сочинения? 1)он не должен быть очень большим; 2)зачин должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою; 3)следует учитывать, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами:

Основные способы. 1.Приведите общие сведения об обсуждаемой проблеме. 2.Сошлитесь на авторитетное мнение. 3.Обратитесь к читателю, напоминая ему определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста. 4.Заинтригуйте читателя. 5.Создайте эмоциональный настрой. 6.Опишите мысли, чувства, впечатления, которые возникли у вас после прочтения. 7.Приведите цитату из исходного текста. 8.Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям. 9.Начните сочинение с проблемного вопроса.

Чем закончить? 1.Резюмирование, повторение в обобщённой форме основной идеи текста, позиции автора. 2.Риторический вопрос в конце сочинения. 3.Призыв, обращение к читателю. 4.Использование цитаты. 5.Открытый финал. Помните: шаблонная концовка, которая (только на первый взгляд!) подходит для любого текста, может испортить впечатление от хорошего сочинения.

Обозначим основные этапы работы над сочинением: 1.Внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на ключевые фразы и оценочные слова. 2.Сформулируйте проблему и позицию автора. 3.Продумайте комментарий. 4.Определите своё отношение к позиции автора. Подберите аргументы. 5.Продумайте композицию сочинения. 6.Работая с черновым вариантом, продумайте логические связки между частями сочинения. 7.Перепишите сочинение. 8.Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки.