«Качество образования – качество жизни» Московский стандарт качества образования
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Основные положения Московский стандарт качества образования (МСКО) - это система требований, набор инструментов измерения и оценивания образовательных условий, процессов, результатов и эффектов, обеспечивающая: максимальную успешность каждого обучающегося; динамичное развитие каждого образовательного учреждения; конкурентоспособность московской системы образования. В основу разработки МСКО положено понимание качества образования как важнейшего компонента качества жизни человека, условие дальнейшей успешности личности в современном и будущем мире. МСКО представляет собой триединую систему критериев и показателей качества образовательных условий, процессов и результатов, инструментов измерения и процедур оценки и сертификации образовательных учреждений всех уровней и ступеней.
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Сферы применения МСКО Стандарт дошкольного образования Стандарт общего образования Стандарт дополнительного профессиональн ого образования Стандарт дополнительного образования Стандарт начального и среднего профессионального образования Стандарт высшего профессиональн ого образования МСКО
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Цели, основания и принципы Цель внедрения МСКО: обеспечение уровня развития образования, позволяющего: каждому ребенку стать успешным каждому образовательному учреждению получить основания и стимулы для программируемого развития Повысить вклад образования в социально-экономическое развитие мегаполиса и в уровень качества жизни москвичей Системе образования в целом поддерживать конкурентоспособность на российском и мировом уровне Основание для разработки МСКО: Государственная программа «Развитие образования города Москвы на гг. «Столичное образование». Принципы МСКО : ПРИНЦИ ПЫ МСКО Динамичн ости Непрерыв ности Индивидуал изации Целостнос ти Региональ ности Открытост и и объективн ости Толерантн ости Доступнос ти Социализа ции
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Задачи Московский стандарт качества образования позволяет: определять ключевые показатели эффективности каждого образовательного учреждения; осуществлять интеграцию и преемственность на каждом уровне и ступени системы образования; оценивать и программировать развитие каждого образовательного учреждения; выявлять дополнительные ресурсы для повышения качества образования; выравнивать стартовые возможности каждого воспитанника, создавая максимально адекватные образовательные условия с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей, обеспечивая его успешность в обучении, дальнейшую конкурентоспособность и успешность в жизни.
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Возможности Результаты Эффекты Набор критериев и показателей ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ – это доступное качественное образование, максимально удовлетворяющее индивидуальные образовательные потребности каждого обучающегося независимо от пола, этнической принадлежности, социального статуса и др. социально- демографических особенностей, учитывающее особенности московского региона и передовые достижения научно-технического прогресса. МОСКОВСКИЙ РЕГИСТР КАЧЕСТВА – это инструмент для комплексного измерения образовательных и социокультурных результатов как в каждом образовательном учреждении, так и в целом по системе образования Москвы. Инструмент измерения Процедуры оценки и сертификации ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ – это система оценки деятельности образовательного учреждения на его соответствие московскому стандарту качества. Система добровольной сертификации позволяет стимулировать работу образовательных учреждений на постоянное совершенствование и достижение высоких образовательных результатов, указанных в Московском стандарте качества. Является основой для построения программ развития образовательного учреждения Программирование развития
Дополнительное образование Дополнительное профессиональное образование Высшее профессиональное образование Начальное и среднее профессиональное образование Среднее (полное) общее образование Основное общее образование Начальное общее образование Дошкольное образование Московский регистр качества образования Образование для всех Добровольная сертификация МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Структура : Результаты + эффекты Процессы + результаты Условия + процессы Эффекты + новые условия
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Образование для всех Для семей с разным уровнем дохода Для обучающихся разной этнической принадлежности Для обучающихся разной конфессиональн ой принадлежности Для обучающихся с разными возможностями (ОВЗ, одаренные, высоко мотивированные и др.) Для обучающихся с разными потребностями Движение к созданию равных условий и возможностей
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МОНИТОРИНГ ПСИХО- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТА-ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МРКО - Комплексное измерение, обеспечивающее целостное развитие ребенка
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Ключевые критерии ВОЗМОЖНОСТИ ОУ = УСЛОВИЯ+ПРОЦЕСС КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ: Кадровые Материально-технические Финансовые Социальные (безбарьерность) КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Система педагогического сопровождения Система дополнительного образования Система психолого-педагогического сопровождения (психолог, логопед, нейропсихолог) Система медицинского сопровождения Система управления ОУ КРИТЕРИИ ИНТЕГРАЦИИ ОУ В МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО Взаимодействие с населением (открытость населению) Взаимодействие с другими ОУ Взаимодействие с научными институтами и общественными организациями Взаимодействие с предприятиями, государственными и коммерческими организациями (частно-государственное партнерство) Взаимодействие с органами власти
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Ключевые критерии РЕЗУЛЬТАТ = РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ + РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Индикаторы достижения ФГТ и ФГОС (предметные, метапредметные и личностные результаты) ГИА, ЕГЭ, диагностики, конкурсы, олимпиады и др. Динамика результатов обучения и результатов социализации КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ Успешность и конкурентоспособность выпускников Удовлетворенность услугами детей, родителей, педагогов Включенность родителей и местного сообщества в жизнь ОУ КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ Экономические показатели (экономическая эффективность) Доля внебюджетных средств (платные услуги, спонсоры, гранты и т.п.)
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Ключевые критерииЭФФЕКТЫ КРИТЕРИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Рейтинги востребованности ОУ и его выпускников в масштабе муниципалитета, округа, города, России, мире КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОСТИ Наличие инновационной площадки, ее статус, уровень Победы в конкурсах КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗНАНИЯ Общественно-профессиональная сертификация Независимая общественная оценка (Барометр образовательного учреждения, мониторинги общественного мнения)
СЕРТИФИКАТ ЗОЛОТОЙ СЕРЕБРЯНЫЙ БРОНЗОВЫЙ МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Добровольная сертификация На основании данных Московского регистра качества образования и мониторинговых данных автоматически генерируется рейтинг образовательных учреждений. На основании рейтинга проводится сертификация по степеням и номинациям. Сертификация формирует новый подход к отбору лауреатов на гранты Мэра в области образования
КРИТЕРИИ УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ Дошкольное образование Общее образование Начальное и среднее профессиональное образование Дополнительное образование Высшее профессиональное образование Послевузовское образование КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИЯ ОУ В МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИННОВАЦИОННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
КРИТЕРИЙПОКАЗАТЕЛИУЧЕТРАСЧЕТ
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Миссия в Москве и регионах России ОБРАЗОВАНИЕ – РЕСУРС ИНОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО- ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНЧЕСКАЯ МИССИЯ ВКЛАД В ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОСКВЫ ВКЛАД В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ВКЛАД В РАЗИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ ПОПОЛНЕНИЕ КАДРАМИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОСКВИЧЕЙ ВКЛАД В ФОРМИРОВАНИЕ «ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ» ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНЫХ, ОКРУЖНЫХ И ГОРООДСКИХ НАУКОГРАДОВ ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МОСКВИЧА (ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ) ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПОСТОЯННОМ САМОРАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ.
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Миссия Московский стандарт качества образования рассматривается как инновационный ресурс для повышения конкурентоспособности Московского образования на региональном и международном уровнях. Созданная система будет являться эталоном для выравнивания и повышения конкурентоспособности других школ России и мира.
МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Миссия за рубежом ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У РОССИЯН УМЕНЬШЕНИЕ ОТТОКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗА РУБЕЖ, ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И ЖИТЬ В СТОЛИЦЕ ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ЖИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ РЕГИОНА МОСКВА КАК ЦЕНТР ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ТРАНСЛЯЦИЯ МОСКОВСКОГО ОПЫТА ЗА РУБЕЖОМ ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ЗА РУБЕЖОМ ОБРАЗЦЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ Гражданская идентичность Конкуренто- способность Совместные проекты