Формирование ключевых компетентностей и универсальных учебных действий Т. Н. Стрельникова, учитель математики
Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию
Компетентностный подход в образовании Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера (в том числе и предметного обучения)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Чем же должен руководствоваться учитель? Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно- познавательной деятельности, учите их учиться
Чем же должен руководствоваться учитель? Необходимо чаще использовать вопрос "почему?, чтобы научить мыслить причинно Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно
Чем же должен руководствоваться учитель? Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
Чем же должен руководствоваться учитель? В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету
Чем же должен руководствоваться учитель? Поощряйте исследовательскую работу учеников. Ознакомьте их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов
Вывод Если ребята приучены трудиться самостоятельно, систематически анализировать, видеть ошибки свои и чужие, они активно работают не только на уроках математики, но и во всех видах своей деятельности, учатся в жизни принимать самостоятельно решения, контролировать себя и других