ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС II Пенская Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ 1 им. А. П. Гайдара», п. Архара.
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б.Паскаль.
Универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий 1. личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; 2. регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; 3. познавательные – общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем; 4. коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующей предметной области
Обобщение знаний Положение правителя Египет АссирияНововавилонск ое царство Древняя Персия Представления о богах и человеке Египет Нововавилонское царство Древняя Персия
Сравните империи Ближнего Востока, заполните таблицу, ответьте на вопросы и выполните задание. Вопросы АссирияНововавилонское царство Персия Когда существовала? Какие страны и народы покорила? Как была организованна армия? Какими способами владыки управляли державой и удерживали в повиновении покоренные народы? Как и почему распалась ? Чем прославилась и почему вошла в историю?
Основные направления внешней политики Ивана IV Южное направление Западное направление Восточное направление
Основные направления внешней политики Ивана IV Южное направление Западное направление Восточное направление Борьба с Крымским ханством Походы русских войск на Крым гг. Набеги крымского хана на Москву гг. Выход к Балтийскому морю Ливонская война гг. Поражение России Польши: Ливония Швеция: Копорье, Ивангород, Ям Покорение Западной Сибири. Присоединение земель Поволжья. Присоединение Казанского ханства 1552 г. Присоединение Астраханского ханства 1552 г. Поход Ермака в Сибирь гг.
Управление в Новгороде ВЕЧЕ посадниктысяцкий владыкакнязь Высшее должностное лицо, избирался из местных бояр на вече. Ведал всеми землями, возглавлял суд, назначал и смещал должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, руководил внешней политикой Помощник посадника, избирался на вече. Осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом Глава новгородской церкви, т.е. епископ, избирался на вече. Хранил казну, участвовал в руководстве внешней политикой, возглавлял церковный суд. При его дворе велась новгородская летопись. Пожизненная должность Нанимался вече для военной защиты республики. Не имел права вмешиваться в дела городского управления, ему не разрешалось вести торговлю, иметь владения в Новгородской земле. Вече могло в любое время «указать путь».
«Слепая» схема» Управление в Новгороде вече посадник тысяцкий владыка князь
1. Внутренняя политика Ивана IV. Цели: 1. Установление ……власти царя. 2. Борьба с ……….аристократией (самостоятельностью боярства). 3. Ликвидация остатков ………….. раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).
1. Внутренняя политика Ивана IV. Цели: 1. Установление неограниченной власти царя. 2. Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства). 3. Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).
Выполните задание 2. Перед битвой с лидийцами Кир поступил вот как: всех вьючных и нагруженных верблюдов, следовавших за войском, он велел согнать, разгрузить и посадить на них воинов в одежде всадников. Затем он поставил верблюдов впереди войска против конницы Креза, а пехоте велел следовать за верблюдами, а позади пехотинцев расположил остальное войско. А верблюдов он поставил потому, что кони боятся верблюдов и не выносят их вида и запаха. 1)Нарисуйте план расположения войск перед битвой. 2)Каким предстаёт перед нами военачальник персов?
Показательными в отношении развития системы УУД являются: - для личностных УУД – сформированность внутренней позиции школьника, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы, рефлексивная самооценка; – для регулятивных действий – функционально-структурная сформированность продуктивной деятельности, планирование во внутреннем плане; – для познавательных знаково-символических действий – моделирование (кодирование и декодирование); – для коммуникативных УУД – учёт позиции собеседника (партнера), умение организовать и осуществить сотрудничество, адекватность передачи информации и отображения предметного содержания и условий деятельности.
Список использованных источников и литературы 1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита Пресс Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., Ляудис В.Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980 ( ред. соавт. с А.А.Бодалевым ); 5. Образовательный портал Завуч.Инфо. 6.Проект. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения год 9. Шоган В. В. Новые технологии в историческом образовании, Ростов –на –Дону, Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.