Отражение языческого мировоззрения в фольклоре Выполнила ученица 7 класса Лицея г. Бирска Шабай Злата
Язычество – народная религия («язык» – народ), такая же древняя, как и само человечество.
Языческое мировоззрение ещё в дохристианскую эпоху нашло свое художественное выражение в народном творчестве.
Небо отдано божественным силам.
Подземный мир, болота, овраги отданы «нечистой силе».
Земля, человек и его душа – место борьбы двух начал.
В средние века были созданы христианские мифы, в которых «могли самостоятельно воспроизвестись образы и приемы языческого суеверия».
Заговоры, заклинания, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни, сказки – все эти жанры хранят черты древнего мифологического сознания.
Среди фольклорных сюжетов к язычеству обычно относят былины о Святогоре, Потыке, Вольге (Волхе), Микуле.
Также к ним относятся сказки о Кощее Бессмертном, Домовом, Змее Горыныче, Водяном, Бабе Яге, Алёнушке и Иванушке, Лешие.
В. Я. Пропп связал происхождение Бабы-яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов.
Вера в лешего возникла у древних славян в период заселения ими лесных пространств как выражение суеверного страха перед дремучим лесом.
Домовой – в религиозных верованиях славянских и некоторых других народов «дух», живущий в доме.
В русском фольклоре сохранились следы языческого обожествления разных растений (березы, дуба, злаков и др.)
А также сохранились следы культов животных, птиц, рыб (медведь, конь, орел, петух, щука и др.)
Во времена Руси и позже народные обряды и их поэзия сохраняли имена языческих персонажей: Коляда, Масленица, Лада, Русалка, Ярило, Купала, Марена и др.
В «Поучении Владимира Мономаха» упоминается Ирий – далекая южная страна, в которую улетают на зиму птицы.
«Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком»
Великан – персонаж славянской мифологии, встречается в сказках, преданиях и легендах.
Люди наделяли лягушек, черепах, змей волей, разумом, душой, чувствами, ставили выше себя, приписывали им особое могущество и сверхъестественные свойства.
Большое количество заговоров либо начиналось с обращения к Матери- Сырой земле, либо она была участницей заговорного события.
Этапы развития язычества: 1. Культ упырей (вампиров) и берегинь. 2. Культ Рода и рожаниц. 3. Культ Перуна. 4. Оскудение языческих культов после принятия христианства.
Вода населялась многочисленными божествами – русалками, водяными, в честь которых устраивались специальные праздники – русалии.
Водяной – образ в народных поверьях, представлявшийся в виде старика, обитающего в омутах рек у мельниц или в колодцах.
Хозяином языческого леса был Медведь – самый сильный зверь.
Некоторые племена своим предком считали Волка и почитали его как божество.
Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света.
«Слово о полку Игореве» является уникальнейшим памятником древнерусской традиции.
Сварог – это олицетворение неба, верховный владыка Вселенной, родоначальник богов.
Велес – владыка мира мертвых. Одновременно Велес – бог мудрости и поэзии.
Стрибог – бог-повелитель ветров.
Даждьбог – бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая.
Богом солнца был Хорс, чье имя означает «солнце», «круг», воплощая в себе движущееся по небу светило.
Симаргл – крылатый пес, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков.
Лада – богиня брака, изобилия, времени созревания урожая.
Леля – богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени.
Макошь – богиня земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого.
Петух, с изумительной точностью отмечающий время, признавался вещей птицей, и редкая сказка обходилась без упоминания о нем.
Конь – гордое стремительное животное, которое было излюбленным мотивом древнерусского искусства.
Особым почитанием пользовалось солнце, и изображение огненного колеса прочно вошло в изобразительное искусство.
Род был богом неба, грозы, плодородия. Род – повелитель земли и всего живого, он – языческий бог- творец.
Рожаницы – безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Рожаницы почитались как защитницы молодых матерей и маленьких детей.
Исходной точкой в представлениях славян о круговороте времен года было наступление нового года – рождение нового солнца в конце декабря – «коляда».
Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника весны соломенные чучела этих божеств или сжигали, или топили в воде.
Былинный Волх Всеславьевич – князь-волшебник, который наряду с военной доблестью, пользуется и волшебством (в частности – оборотничество).
Вещий Олег – князь-волшебник, прозвище которому дали также за некие сверхъестественные способности.
У восточных славян были гадатели, колдуны и знахари. Их также называли: волхвы, ведуны, чародеи, кудесники, «бабы богомерзкие» и т.д.
Единственным общеславянским божеством является Перун, бог грома и молнии. Перун также бог- покровитель князя и дружины.
В 980 году киевский князь Владимир I, прозванный Красное Солнышко, предпринял попытку реформировать язычество.
Ярило – бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, был одновременно и прекрасным, и жестоким.
Перуна называли «княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть.
Языческое наследие и высокая культура стран христианства – два источника, обеспечившие развитие славянского мира.
Спасибо за внимание!