Логистика Сбытовая логистика
Предмет и объект сбытовой логистики Предмет - организация и управление рациональным процессом продвижения продукции от продуцента (производителя) к конечному потребителю. Объект - материальный и сопутствующие ему (генерируемые им) информационный, финансовый и сервисный потоки.
Сбытовая логистика - это Область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основной целью которой является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.
Доля логистических издержек в сфере распределения продукции в ВВП в 2002 году Страна Доля логистических издержек в ВВП (%) США Япония Германия Великобритания Франция Италия Канада Испания Португалия Китай Австралия Россия 11,6 10,2 11,8 12,2 11,7 12,6 11,8 12,1 13,6 14,5 11,2 17,2
Отличие маркетинга и логистики Маркетинг направлен на потенциальное, желаемое распределение продукции, а Сбытовая логистика – на реальное, материальное (физическое) и экономическое распределение в соответствии с заданными показателями обслуживания потребителей и коммерческими целями фирмы на разных сегментах рынка.
Функции, цель и ключевые задачи сбыта на стадии обращения продукции Стадии функционального жизненного цикла продукции: Исследование и проектирование продукции Изготовление продукции Обращение продукции Потребление или эксплуатация и утилизация продукции Максимальное сохранение объемов и качества готовой продукции, установленных стандартами и техническими условиями в период транспортирования от поставщика (производителя) до потребителя, хранения и сбыта при соблюдении установленных экономических показателей Сбыт (сбытовые организации и подразделения); Хранение (базы и склады хранения); Транспортировани е (транспортные, сбытовые и эксплуатационные подразделения) Основные функции и субъекты управления ими Основная цель и ключевые задачи
Количественные характеристики распределительных каналов Уровень канала Длина канала Ширина канала Мощность канала.
Виды распределительных каналов в зависимости от числа уровней Производитель Потребитель Производитель Потребитель Оптовый посредник Производитель Потребитель Оптовый посредник Розничный посредник Производитель Потребитель Оптовый посредник Мелко-оптовый посредник Розничный посредник Канал первого уровня Канал второго уровня Канал третьего уровня Канал нулевого уровня
Типы посредников Дилеры Дистрибуторы Комиссионеры Брокеры.
Логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) Логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) – это упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).
Контрольные вопросы 1. Чем объясняется существующая неоднозначность толкования отдельных понятий и терминов в области сбытовой логистики? 2. Как вы можете охарактеризовать современное состояние сбытовых процессов в отечественной экономике? 3. Какие факторы являются ключевыми (решающими) в развитии сбытовых процессов и почему? 4. Существует ли необходимость выявления границ компетенции маркетинга и логистики в общей цепи поддержки жизненного цикла продукции? 5. Охарактеризуйте сложившиеся подходы к решению вопроса взаимосвязи и разграничения компетенций сбытовой логистики и маркетинга. Изложите ваше мнение по этому поводу. 6. Чем определяется специфика объектов, субъектов и функционального обеспечения сбытовой логистики? 7. Согласны ли вы с декомпозицией функций сбытовой логистики на основные и обеспечивающие с последующим разделением на микро- и макро-уровнях? Постарайтесь аргументировать ответ. 8. Какое значение имеет вид распределительного канала и какими характеристиками он определяется? 9. Какую роль играют посредники в сбытовых процессах микро- и макро-уровней? 10. По каким классификационным признакам и на какие группы можно разделить посреднические институты в системе сбытовой логистики? 11. Перечислите критерии выбора посредника. 12. Прокомментируйте «три золотых правила» сбытовой логистики.