Смысл жизни - не звезда и не химический элемент: его невозможно открыть в готовом виде - его создаем мы сами А. Мелихов
Проблема поиска смысла жизни: философский и социологический аспект Семыкина Кристина МОУ Большеглушицкая СОШ 2 «ОЦ»
проследить изменение понимания смысла жизни подростков МОУ Большеглушицкой СОШ 2 «ОЦ» через исследование системы ценностей определить разнообразные подходы к пониманию смысла жизни в философии выяснить особенности влияния подросткового возраста на понимание смысла жизни провести анализ ценностных ориентиров подростков МОУ Большеглушицкой СОШ 2 «ОЦ»
Содержание работы Глава 1. Проблема смысла жизни в философии Глава 2. Анализ понимания смысла жизни подростков МОУ Большеглушицкой СОШ 2 «ОЦ» Гипотеза исследования ценностные ориентиры подростков меняются под воздействием возрастных и гендерных факторов.
Конфуций. Строгое подчинение разделению социальных ролей. Аристотель. Целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Платон. Бессмертие души- идеальная сущность в человеке.
Фридрих Ницше. Смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека. Уильям Джеймс. Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её Виктор Франк. Жизнь человека полна смысла до самого его последнего вздоха.
Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте остается актуальной так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия смысла жизни; во- вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у юношей и девушек. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения.
1. тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева 2. методика В. Франкла методика П. В. Степанова 3. методика Ценностные ориентации Милтона Рокича Методики исследования ценностей
В основе моего исследования ценностных ориентиров подросткового возраста использована методика И.П. Степанова ( П.В. Степанов Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе М г. ) Ценностные ориентиры учащихся по И.П. Степанову отслеживаются в показателях личностного роста и показателях личностного регресса в: -Отношении к миру; -Отношении к другим людям; -Отношении к себе. Исследования проводились в двух возрастных группах: подростковый возраст (6,8 классы) и юношеский возраст (9, 11 классы). Этапы исследования из работы: -подготовка вопросов для респондентов -проведение опроса -обработка полученных материалов, построение умозаключений.
Выводы исследования 1. Ценностные предпочтения на прямую зависят от возраста учащихся, так одна и та же ценность может занимать различные позиции в разных возрастных группах. 2. Ценностные предпочтения мальчиков и девочек различны. 3. Анализ ценностных предпочтений позволяет сформулировать вывод о смысле жизни подростка.
В работе рассмотрен важный в философии и социологии вопрос смысла жизни. Один из вечных философских вопросов, ответ, на который ищет человечество на всё протяжении своего существования. Различные подходы к пониманию данного вопроса в философии свидетельство того, что понимание смысла жизни напрямую зависит от периода общественного развития. Вопрос особенно важный в современной России, так как в результате глубоких изменений в обществе произошли изменения в системе ценностей. Мне, как ученику школы, важно знать, ценности подростков. В ходе социологического исследования, проведённого на базе школы, я провела ранжирование ценностей, установила зависимость ценностей от возраста и пола. Гипотеза, выдвинутая во введении к работе, нашла своё подтверждение. Надеюсь, что моё исследование будет полезно всем, кто проводит воспитательную работу с учащимися школы.
Список литературы 1. А.А. Бодалёва Смысл жизни и акме. М г. 2. И.В. Дубровина Школьная психологическая служба М г. 3. В.В. Зеньковский История русской философии Ленинград 1991 г. 4. Д.А. Леонтьев Тест смысложизненных ориентаций М А.Г. Спиркин Философия М г. 6. П.В. Степанов Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе М г. 7. В. Франкл Человек в поисках смысла М.1990 г.