Исследовательская работа Проблема соотношения школьной успеваемости и умственных способностей Исполнитель: ученица 9 класса МБОУ Селезневской СОШ Ивашкова Юлия Руководитель: учитель математики МБОУ Силезневской СОШ Мясникова Ирина Николаевна
Цель: выявить особенности умственного развития школьников в процессе обучения в школе и определить характер соотношения между уровнем умственного развития и школьной успеваемостью. Задачи: 1. Изучить особенности умственного развития школьников в процессе обучения. 2. Определить характер зависимости школьной успеваемости от уровня развития умственных способностей. 3. Разработать рекомендации, направленные на оптимизацию умственного развития школьников.
Объект исследования – уровень умственных способностей школьников общеобразовательных учебных заведений. Предметом исследования является соотношение уровня умственного развития и школьной успеваемости. Гипотеза исследования: в процессе обучения происходит развитие умственных способностей ребенка, тогда чем лучше успеваемость (в этом проявляются усилия ребенка), тем интенсивнее происходит умственное развитие и, наоборот, чем выше уровень умственного развития, тем выше уровень успеваемости, что подтверждается корреляционными исследованиями, проведенными нами на выборке в количестве восемнадцати человек.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, метод экспертной оценки, тестирование по методике ШТУР, разработанной М.К. Акимовой, Е. М. Борисовой, К.М. Гуревич, В.Г. Зархин, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой, А.М. Раевским; математические методы обработки данных – процентный анализ, корреляционный анализ по Пирсону.
Проанализировав проблему соотношения умственного развития и школьной успеваемости, можно прийти к следующим выводам: 1) чтобы достичь эффекта в умственном развитии ребенка при обучении в школе необходимо развивать у ребенка все виды мышления; 2) изучение соответствующих научных данных позволило нам выделить три основных фактора, влияющих на успеваемость: - требования к учащимся; - психо-физические возможности учащихся; -социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы. 3) важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы.
Корреляционный анализ мы рассчитывали по формуле Пирсона:
В процессе проведенного исследования соотношения школьной успеваемости и умственных способностей можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась на статистическом уровне.