1 ОБЩЕСТВО © С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.rusvechnikov-sk@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ОБЩЕСТВО © С.К. Свечников,
Advertisements

1 ОБЩЕСТВО ©. 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
ОБЩЕСТВО Материал для подготовки к ГИА, ЕГЭ 1. Что такое общество? 2 Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество)
1 ОБЩЕСТВО 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
1 ОБЩЕСТВО 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
1 ОБЩЕСТВО © С.К. Свечников,
1 ОБЩЕСТВО 2 Что такое общество? Узкое понимание 1. Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2. Совокупность согласованно.
Обществознание 8 класс Урок 6. Какие виды прогресса вам известны ?
1 ОБЩЕСТВО 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
Обществознание 8 класс Урок 4. Задание на урок: Определите к какому типу относится наше с Вами общество?
Домашнее задание: §2, повт. §1 © Ковалькова Н.Н 1. Общество как система 2. Социальные институты.
Домашнее задание: § 1 © Ковалькова Н.Н 1. Типы обществ 2. Общество и природа 3. Общество и культура.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество» Цель: обобщить полученные знания, умения и навыки по теме «Общество».
Общество Науки, изучающие общество Психология Психология Социология Социология Экономика Экономика Демография Демография Этнография Этнография Антропология.
НА ТЕМУ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО Выполнил работу Бондарев Даниил 8 а.
План урока 1.Что такое общество 2.Основные сферы общества 3.Ступени развития общества.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Тема урока: СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА. Определить элементный состав, структуру общества. Определить функции различных социальных институтов. Цель урока.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Раздел «Общество» Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
Транксрипт:

1 ОБЩЕСТВО © С.К. Свечников,

2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно действующих людей (общество книголюбов, союз журналистов и др.) 3.Определенные исторические этапы развития человечества (античное общество, индустриальное общество) 4.Специфические особенности жизни одной страны (китайское общество, российское общество) 5.Человечество в целом Ш и р о к о е п о н и м а н и е Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

3 В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях? а) двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество б) за сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей в) пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием г) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития

4 В отличие от природы общество: 1)обладает свойствами системы 2)находится в развитии 3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается закономерно

5 Сферы (подсистемы) общественной жизни 1.Экономическая 2.Социальная 3.Политическая 4.Духовная Отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления Взаимосвязи социальных групп, слоев, общностей Взаимодействие отдельных людей и социальных групп по вопросу о государственной власти Религиозные, нравственные, эстетические и другие идеи, соответствующие им отношения и организации Материалисты: экономическая сфера – главная! Идеалисты: духовная сфера – главная!

6 Соотнести общественные явления, процессы и институты с каждой из сфер Отношения собственности Партия Избирательная система Научная деятельность Формирование нации Взаимосвязь спроса и предложения товаров Массовая культура Факторы производства Сословная структура общества Федеративное государственное устройство Банковская система Художественное творчество Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера

7 Признаки общества как системы Целостность Устойчивость Способность к саморазвитию Открытость взаимосвязанные элементы постоянные изменения стремление к самосохранению новые элементы появляются, старые исчезают Целое, составленное из частей

8 Общество как динамичная система 1.Изменяется и развивается общество в целом 2.Изменяются и развиваются его элементы 3.Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга 4.Одни элементы прекращают свое существование, другие появляются

9 Динамизм общества как системы подразумевает: 1)устойчивость и стабильность 2)изменение и развитие 3)постоянный прогресс

10 Социальные институты Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей «установление» семья производство государство образование религия в воспроизводстве рода в безопасности и социальном порядке в средствах существования в получении знаний, социализации, подготовке кадров в решении духовных проблем смысла жизни Каких?

11 Как возникло человеческое общество? Религиозная версия: «Бог создал человека и дал ему весь материальный мир и нравственный закон» Космическая версия: «Инопланетяне сделали людей и манипулируют ими» Естественная версия: «Труд создал человека и превратил стадо в культурное сообщество производителей»

12 Под влиянием чего общество изменяется и развивается? Натуралистический подход: «Развитие общества определяется природными факторами» Идеалистический подход: «Идеи первичны по отношению к другим сторонам человеческой деятельности» Материалистический подход: «Люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности» Плюралистический подход: «В основе развития общества лежит не один, а множество факторов» Ш. Монтескье, Л. Мечников И. Кант, Г. Гегель, О. Конт К. Маркс, В. Ленин Большинство современных ученых

13 Типы обществ Наличие пись- мен- ности Число уровней управлений и степень социального расслоения Способ хозяйственной деятельности Формации, отличающиеся способом производства и формой собственности Допись- менные Пись- менные Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) Сложные Охотников и собирателей Огородничества Скотоводов Земледельцев Индустриальное Постиндустриаль- ное Первобыт- ное Рабовла- дельческое Феодальное Капиталис- тическое

14 Назвать основные социальные институты. Чем отличается простое общество от сложного? Перечислить все 4 формации.

15 Общественно-экономическая формация Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства. Как люди производят материальные блага БАЗИС НАДСТРОЙКА совокупность производственных отношений совокупность идей и взглядов общества, соответствующих им отношений и организаций

16 Недостатки формационного подхода Абсолютизация экономического фактора в жизни общества Однолинейное понимание исторического процесса Претензия на абсолютную правильность и универсальность + цивилизационный подход!

17 Что такое общественно- экономическая формация? Что такое способ производства? Церковь, философские учения, государство, система образования – это базис или надстройка?

18 Цивилизация Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн- гельс) Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико- механическое господство (О. Шпенглер) Синоним культуры (А. Тойнби) Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах «Гражданский»

19 Недостатки цивилизационного подхода История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества Народы и общества изучаются изолированно Трудно выявить закономерности в историческом процессе

20 Что такое цивилизация, по мнению О. Шпенглера? Цивилизационный подход направлен на: А. Выявление общего в развитии разных народов. Б. Выявление особенного в развитии разных народов. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верно А и Б 4)оба положения неверны

21 Надо совместить оба подхода! Трехэтапная периодизация (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бзежинский и др.) 1.Традиционное (доиндустриальное) общество 2.Индустриальное общество 3.Информационное (постиндустриальное) общество

22 Традиционное общество Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения Духовная сфера Сословное деление, отсутствие социальной мобильности Социальная сфера Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость Политика Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство Экономика

23 Индустриальное общество Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки Духовная сфера Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация Социальная сфера Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей Политика Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии Экономика

24 Постиндустриальное общество Приоритет отдается науке и образованию Духовная сфера Профессиональное деление, развитие гражданского общества Социальная сфера Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии Политика Сфера производства уступает сфере услуг Экономика

25 Какое социальное деление характерно для: 1)традиционного общества 2)индустриального общества 3)постиндустриального общества

26 Какие из данных черт относятся к традиционному обществу? 1)развитие ресурсосберегающих технологий 2)появление массовой культуры 3)низкая социальная мобильность 4)преобладание коллективистских взглядов 5)сильное гражданское общество

27 Основные черты восточной и западной цивилизации Преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта Преобладание религии, главная цель человека – нравственное совершенствование Личность выступает как высшая ценность, инициативность, самостоятельность, индивидуализм Интересы личности подчинены общественным, коллективным Правовое государство, демократические формы правления Вера в мудрого правителя, его обожествление, неразвитость права, бесправие подданных Развитый рынок, частная собствен- ность, предпринимательство и конкуренция в экономике Зависимость собственности от власти, господство государственной собственности над частной Западная цивилизация Восточная цивилизация

28 К какой цивилизации относится Россия – восточной или западной?

29 Общественный процесс Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей Субъект: участники исторического процесса Объект: вся историческая действительность Главный субъект: все человечество? (Л.П. Карсавин) трудящиеся? (К. Маркс) народ? (В. Ключевский) выдающиеся личности?

30 Направления общественного процесса Регресс – деградация, переход от высшего к низшему Прогресс – движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному Гесиод, Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер Ж.Кондорсе, И.Кант, Г. Гегель, О.Конт, К.Маркс

31 Критерии общественного прогресса развитие и совершенствование производительных сил увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан рост уровня жизни, степени социальной защиты kriterio – мерило для оценки

32 Объект исторического процесса – это: 1)историческая действительность 2)классы, социальные группы, индивиды, выдающиеся личности Что такое прогресс?

33 Формы общественных изменений процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям Модерни- зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы Реформа коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революции постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция

34 Закон общественного развития Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях Закон ускорения истории: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущее Закон неравномерности развития разных народов и наций

35 Глобализация Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами способствует развитию экономики обеспечивает большую толерантность предостерегают государства от крайних действий не всегда ориентирована на развитие отечественного производства нивелируются запросы людей диктуются правила, выгодные развитым странам навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур появление глобальных проблем

36 Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы – это… В чем суть закона ускорения истории? Что такое глобализация?

37 Одним из проявлений глобализации в современном мире выступает: 1)расширение деятельности транснациональных корпораций 2)рост объемов промышленного производства 3)возрастание доли среднего класса в составе населения 4)развитие национальной культуры

38 Глобальные проблемы носят планетарный характер угрожают всему человечеству могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств Проблема войны и мира, экология, неравномерность развития стран, энергия и сырье, международный терроризм, СПИД, кризис духовности…

39 Влияние природы на развитие общества общественное разделение труда, размещение отраслей производства производительность труда способности человека темпы развития общества характер производственных отношений особенности духовной культуры менталитет социально-психологический облик народа

40 Экологические кризисы загрязнение окружающей среды быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов чрезмерно быстрый рост населения природныеантропогенные

41 Пути преодоления экологического кризиса 1.Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы…) 2.Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды) 3.Развитие техники и улучшение экологического воспитания

42 В связи с чем некоторые проблемы человечества считаются глобальными? 1)в связи с тем, что эти проблемы обладают особой важностью 2)в связи с тем, что эти проблемы приняли общепланетарный характер 3)в связи с тем, что основной причиной их появления является глобализация