ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Эссе (от фр. опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу.
Классификация эссе Личностное,Объективное эссе субъективное эссе Его цель – раскрыть ту или иную сторону личности автора Его цель – раскрыть точку зрения автора эссе по какой-либо научной теме, проблеме
Требования к эссе Представление собственной точки зрения. Аргументация фактами. Теоретическое обоснование. Использование терминов. Использование цитат. Представление различных точек зрения. Самостоятельность и индивидуальность. Логичность. Использование приемов сравнения и обобщения. Грамотность.
Критерии оценивания К1 Раскрытие смысла высказывания 1 балл К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника 2 балла К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов 2 балла
Алгоритм написания эссе 1. Выберите тему, установите в контексте какой общественной науки требуется ее раскрыть. 2. Определите и зафиксируйте свое понимание проблемы. 3. Разбейте проблему на аспекты, определите возможные направления раскрытия темы.
Алгоритм написания эссе 4. Подумайте, известны ли вам научные исследования, научные концепции по данной теме. 5. Выстройте логическую последовательность аспектов, сделайте выводы. 6. Определите круг необходимых понятий и терминов, относящихся к научной области темы эссе.
Алгоритм написания эссе 7. Подберите фактический материал для аргументации. (используйте КИМ) 8. Определите свое отношение к рассматриваемой проблеме. 9. В соответствии с намеченной логикой раскройте отобранные аспекты, сделайте промежуточные и общие выводы.
Алгоритм написания эссе 10. Критически прочитайте текст, устраните неточности. 11. Проверьте текст на соответствие правилам орфографии, пунктуации, стилистики русского языка. 12. Перепишите текст в бланк.
Схема эссе 1.Вступление. 2.Проблема. 3. Тезис - мысль автора по проблеме 3 а. Аргумент 3 б. Аргумент 4. Вывод.
Наиболее часто допускаемые ошибки: 1. Не раскрыта поднимаемая проблема. 2. Не высказана собственная позиция. 3. Нет теоретического обоснования. 4. Употребленные термины введены некорректно, неграмотно. 5. Приведены примеры на бытовом уровне. 6. Примеры опровергают высказанную позицию автора эссе. 7. Нет обобщения. 8. Нарушена логика и последовательность изложения. 9. Сущность проблемы понята неверно.
Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) 1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги. 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления. 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. 4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.
Удачи на экзамене! У вас все получится!