Шахнамазова С.П учитель математики ГБОУ СОШ с.Шигоны
Назовите вершину и стороны каждого угла, изображенного на рис. 1
АВ Е С D Перечислите углы на рисунке
Градусом называют долю развёрнутого угла. Градусы обозначаются знаком. Каждое деление шкалы транспортира равно 1. На транспортире есть ещё деления по 5 и по
* Слово «градус» – латинское, означает «шаг», «ступень». Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовались шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби. С этим связано, что вавилонские математики и астрономы, а вслед за ними греческие и индийские, полный оборот (окружность) делили на 360 частей – градусов (шесть раз по шестьдесят), каждый градус – на 60 минут, а минуту – на 60 секунд:
* 1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира. 2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале). 3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла. * Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.
Так как прямой угол составляет половину развёрнутого угла, то он равен 90° – развернутый угол равен 180° Острый угол меньше 90° Тупой угол больше 90 °, но меньше 180 °
* Покажите руками угол 90°, 180°. * Покажите руками острый угол, тупой угол. * Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы. * Повернитесь на 180°. А теперь на 90°.
Транспортир применяют и для построения углов. Построим угол 50. Проведём прямую. Отметим на этой прямой произвольную точку О. Положим транспортир так, чтобы центр полуокружности совпал с точкой О, а прямая проходила через начало отсчёта (обозначим точкой В). Поставим точку напротив штриха 50 и обозначим её буквой А. Проведём луч ОА. Получаем угол АОВ, равный 50 О В А
* Начертить луч. * Совместить центр транспортира с началом луча так, чтобы луч проходил через начало отсчета на шкале транспортира. * Учитывая вид угла, найти на нужном ряду необходимое значение угла и поставить на бумаге точку. * Соединить начало луча с отмеченной точкой. * Проверить вид угла, который нужно построить. Искомый угол построен.
Ответьте на следующие вопросы: 1. Для чего служит транспортир? 2. На сколько делений разделена шкала транспортира? 3. Что такое градус? Как его обозначают? 4. Сколько градусов содержит прямой угол? 5. Сколько градусов содержит развёрнутый угол? 6. Расскажите, как измеряют углы транспортиром.
ЗАДАНИЕ 2. Найдите на рисунке острые, прямые и тупые углы. Е В С D К А Прямые: Острые: Тупые:
Задание 1. Леша и Ваня измеряли один и тот же угол, но получили разные ответы. Определи по рисунку, кто из них прав. Лёша Ваня