Элементы теории организации
«Теория организации» как научная дисциплина, базируется на системном подходе и методах системного анализа и обеспечивает методологические основы успешного менеджмента Различают факторы воздействия на организацию: внешней среды факторы прямого воздействия факторы среды косвенного характера внутренней среды - ресурсы, которыми она располагает. - технология. - Люди как ресурс организации входят в состав ее внутренних переменных. - коммуникации, вертикальные - по подчиненности коммуникации (субординация), горизонтальные, которые диктуются технологиями (координация). коммуникации могут быть формальными, т.е. предусмотренными структурой, неформальными, сами по себе и, может быть, даже вопреки формальным.
задачи организационного проектирования Реинжиниринг - модернизация, совершенствование или корректировка существующих систем. Он включает в себя следующие этапы: - подготовка; - сбор информации и определение проблем; - организационно-техническое проектирование; - социальное проектирование; - преобразования, проводимые в реальной системе. Определить: - какие элементы организаций подлежат замене - какие должны войти в новую организацию полностью, - какие следует трансформировать и в какой степени
Децентрализация любой деятельности может рассматриваться с точек зрения Пространственной децентрализации опирается на физические места расположения технологических комплексов, на которых выполняются функции ОИ. технологической децентрализации охватывает уровни технических средств и сетей, распределенные системные программные средства и распределенные данные. организационной децентрализации осуществляется распределение задач ОИ и ответственности за их результаты.
Аргументы в пользу централизации системы ОИ: облегчение процесса подготовки информации для руководства, более оперативный и глубокий доступ ко всем имеющимся данным и инструментальным средствам, возможность оперативного, эффективного и глубокого анализа деятельности; хорошее согласование с глобальными для предприятия приложениями, выходящими за рамки предприятия и использующими внешние данные и связи; децентрализация в этих случаях неэффективна и хороша только для локально реализуемых приложений; возможности применения более совершенных средств, повышения уровня технологической культуры, интеграции «ноу-хау», что предоставляет лучшие условия для профессионального роста специалистов по ОИ и ИТ; в случае децентрализации предприятие опирается на менее мощную технологическую базу, к тому же в таких условиях от специалиста по ОИ требуются дополнительные и достаточно глубокие знания в соответствующей прикладной области.
аргументы в пользу децентрализации: не требуется значительных усилий, мероприятий и средств для обеспечения защищенности систем, снижается риск, в том числе риск тотального разрушения системы; сокращается время реакции на ситуацию по локальным приложениям и уменьшаются по сравнению с централизованными системами организационные потери из-за несогласованности между подсистемами; усиливается заинтересованность подразделений в результатах работы тех элементов систем ОИ, которые обеспечивают деятельность этих подразделений, их организационную и технологическую автономность, а также повышается ответственность в вопросах ОИ; однако в силу определенной чужеродности эти не свойственные основному производству функции могут их дополнительно существенно нагрузить.
Текст лекции – файл 4_Organizac_struktura_obl_informatiz.doc Приложения к лекции – файл shemy_lek4.doc