ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В основе стандарта лежит новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений подразумевает принятие обеими сторонами взаимных обязательств (договоренностей). В этом контексте стандарт средство обеспечения стабильности планируемого уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это, в частности, означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате (например, операции с «дидактическими единицами» и т.п.), но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.
Начальное образование Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
процесс обучения в начальной школе протекает за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (математика, окружающий мир, художественный труд), изучения иностранного языка и использования различных информационных технологий.
Основное общее образование Цель второй ступени образования - формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Изучение систематических курсов естественнонаучных (физика, химия, биология) и общественных (география, история, обществознание) дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать их значимость.
Для формирования у обучающихся умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей вводятся систематические курсы литературы, истории и обществознания, искусства, продолжается изучение иностранных языков.
в основной школе большей степени уделяется внимание русскому языку, математике, информатике, иностранному языку и основам безопасности жизнедеятельности.
Среднее (полное) общее образование В разработке
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
мета предметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Общая характеристика результатов начального образования общеучебные навыки, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; умения учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач. овладение системой предметных знаний ( факты, ключевые понятия) обобщенные способы действий, выполнение /составление/ алгоритма действий, необходимого для решения учебной задачи; самоконтроль и самооценка способность к моделированию изучаемых связей, отдельных взаимозависимостей объектов окружающего мира, понимание соотношений между реальным явлением и его моделью; знание способов поведения в реальных жизненных ситуациях, типичных для детей данного возраста.
Не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации и не влияют на возможность продолжения образования познавательная активность, интерес школьников к учению, школе; сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношения к учению, себе и окружающему миру; применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях; участие детей в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера; выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Требования к результатам основного общего образования овладение предметными и универсальными способами действий, умением организовывать свою учебную деятельность; формирование умений применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей; воспитание осознанной мотивации и умения учиться, формирование готовности к продолжению образования, самообразованию, обоснованному выбору профиля обучения в старших классах; индивидуальный прогресс в основных областях личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции; развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности; достижение уровня функциональной грамотности по отдельным учебным предметам; нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих.