Современные педагогические технологии в школьном математическом образовании. Подготовила: учитель математики Воронова Н. А.
Технология уровневой дифференциации Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, разбиение на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств. Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает развитие учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения – это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. 2) комплекс методических, психолого – педагогических и организационно – управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
По характерным индивидуально – психологическим особенностям детей различают дифференциацию: По возрастному составу (школьные классы, разновозрастные группы, возрастные параллели); По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды); По области интересов (гуманитарные, физико – математические, биолого – химические группы);
По характерным индивидуально – психологическим особенностям детей различают дифференциацию: По уровню умственного развития (уровню достижений) По личностно- психологическим типам ( типу мышления, темперамента и т. д.); По уровню здоровья ( физкультурные группы, больничные классы и т. д.);
Целевые ориентации: Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; Приспособление ( адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Уровневая дифференциация Положительные аспекты Отрицательные аспекты Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. Деление детей по уровню развития негуманно. Высвечивается социально – экономическое неравенство. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
Уровневая дифференциация Положительные аспекты Отрицательные аспекты Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в самообразовании. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
Уровневая дифференциация Положительные аспекты Отрицательные аспекты Повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность избавиться от комплекса неполноценности. Понижается уровень Я – концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Уровневая дифференциация Положительные аспекты Отрицательные аспекты Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. Перекомплектование разрушает классные коллективы.