Преемственность дошкольного учреждения и школы в условиях реализации ФГОС
Преемственность дошкольная ступень сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, сохраняет «радость детства». школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника, а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение конкретных знаний и навыков.
УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА К САМОРАЗВИТИЮ ПУТЕМ АКТИВНОГО ПРИСВОЕНИЯ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ
Личностные Самоопределение (процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления ) Смыслообразование (установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется) Нравственно – этическое оценивание (нравственно – эстетическая ориентация)
Регулятивные Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) Планирование (составление плана и последовательности действий) Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ) Коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата) Оценка (оценка результатов работы) Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий)
Познавательные Общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера) Знаково-символические действия (моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково-символическая) Логические ( анализ объектов с целью выделения признаков; синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений ) Действия постановки и решения проблем ( формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
Коммуникативные Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формирование предпосылок УУД как условие успешности обучения ребенка в школе
Анализ мониторинга готовности первоклассников к обучению в общеобразовательных учреждениях Баргузинского района уч.год
1 октября 2014 г. в школах района проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению с целью: получения достоверных данных о состоянии готовности первоклассников к обучению в школе: выявление проблем преемственности между учреждениями дошкольного образования и начальной школой, выявить проблемы сформированности предпосылок УУД учащихся 1–х классов.
Всего учащихся 1-х классов Принимали участие в обследовании учащиеся родители Учителя, работающие в 1 классах 1. Баргузинская сош Баянгольская сош Сувинская сош Улюнская сош Уринская сош У-Баргузинская сош Хилганайская сош Читканская сош Юбилейная сош Адамовская ош Гусихинская сош Улюкчиканская оош Карасунская нош Максимихинская нош Уржильская нош 3331 итого
Соотношение детей охваченных дошкольным образованием, неохваченных дошкольным образованием, посещающих подготовительные классы: Наименование Кол-во детей % СР. балл 1ДОУ %32 2Предшкола %31 3Неорганизованные 37 10%28 4Повторный год обучения 8 2%30 5Подготовительный класс 47 12%31
В рамках мониторинга проведена: фронтальная групповая педагогическая диагностика первоклассников; анкетирование родительской общественности, по вопросам готовности первоклассников к обучению; анкетирование учителей, работающих в 1 классах.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключалась в проверке сформированности предпосылок универсальных учебных действий. При этом не нужно было выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали особенности и возможности 6- летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт. В ходе проведения диагностических работ были определены стартовые возможности первоклассников к продуктивной учебной деятельности. Выявлены индивидуальные различия между обучающимися, благодаря которым выделились 5 групп готовности к обучению.
ОУ Всего обследов. уч-ся Низкий уровень 0-14 б. Ниже среднего б. Средний уровень б. Выше среднего б. Высокий уровень б. Баргузинская сош Баянгольская сош Сувинская сош Улюнская сош Уринская сош У-Баргузинская сош Хилганайская сош Читканская сош Юбилейная сош Адамовская ош Гусихинская сош Улюкчиканская оош Карасунская нош Максимихинская нош Уржильская нош итого
Уровень подготовки к обучению в школе по результатам стартовой диагностики учащихся 1-х классов в году
В ходе педагогической диагностики проверялись: особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) – личностные УУД (Методика "Лесенка" Щур В.Г.); умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение – регулятивные УУД («Рисование бабочки», методика «Кодирование»); умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умение пересчитывать клеточки; умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи; понимания терминов "внутри", "вне"; классифицировать наглядный материал – познавательные УУД; состояние фонематического слуха, фонематического восприятия - познавательные УУД; коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) – коммуникативные УУД (Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман); внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность - коммуникативные действия («Развитие устной речи» методика Н.В. Нечаевой).
Задание 1. Оцениваемые УУД: Личностный компонент, уровень самооценки. Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе).
Методика "Лесенка"
Задание 2. Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез. Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки. Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу
«Рисование бабочки»
Задание 3. Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.
Методика «Кодирование»
Задание 4. Оцениваемые УУД: познавательный компонент. Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Задание 5. Оцениваемые УУД: познавательный компонент. Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
"На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке." "В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине.
Задание 6. Оцениваемые УУД: познавательный компонент. Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".
Задание 7. Оцениваемые УУД: познавательный компонент. Цель: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.
«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)
Задание 8. Оцениваемые УУД: познавательный компонент. Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Задание 9. Оцениваемые УУД: коммуникативные действия.
Методика «Рукавички»
Задание 10. Оцениваемые УУД: коммуникативные действия. Цель: установить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность.
Показатели сформированности предпосылок УУД у первоклассников
Вывод Наиболее проблемными и важными для освоения новых образовательных стандартов оказались: Личностные УУД – выявлена группа школьников с неадекватной самооценкой (5 %). Показатели регулятивных УУД – в целом соответствует возрастным возможностям школьников. Однако особого внимания в связи полученными данными требуют такие компоненты как умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия. Познавательные УУД – выявлен большой процент школьников (24%) с показателями третьего и четвёртого(низкого) уровня возрастной нормы. Что проявляется в низком уровне развития логических операций и понятийного мышления. Остаются в зоне внимания и коммуникативные навыки первоклассников. Достаточно много детей (55 %) обнаруживает низкий уровень развития связной речи. Вместе с тем, учебная дискуссия, учебный диалог являются важными компонентами учебной деятельности по ФГОС II поколения.
Рекомендации -Особое внимание обратить на создание условий формирования устойчивой позитивной учебной мотивации школьников, адекватной самооценки в качестве важных предпосылок личностного развития и успешного обучения школьников. -Организовать образовательный процесс, акцентируя внимание на целеполагании и контрольно-оценочных действиях. -Особое внимание обратить на формирование логических операций, понятийного мышления. -Предусмотреть возможность развития коммуникативных навыков и умений школьников как в учебной так и во внеучебной деятельности.
Оценка готовности детей к обучению в первом классе по результатам опроса родительской общественности
Вывод Родители и учителя и по-разному понимают готовность ребенка к школе: родители оценивают его навыки в чтении, письме и счете, а учителя обращают внимание на психологическую и социальную зрелость ребенка (более профессиональный подход). Устранить этот разрыв можно в процессе предшкольной подготовки, проведя разъяснительную работу с родителями.
В целом по району процент детей с высоким и средним уровнем общей готовности к обучению составил 88,6%. Это достаточно высокий показатель, он свидетельствует, прежде всего, о результативности системы дошкольного образования и предшкольной подготовки. Получение дошкольного образования оказывает существенное влияние на успешность адаптации ребенка к школе, прежде всего в плане социальной и психологической готовности. В связи с этим охват первоклассников дошкольным образованием является важным показателем.
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДПОСЫЛОК УУД – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ
Давайте укреплять мосты партнерства, Содружества, взаимопонимания. Без лишней суеты или актерства Проявим и заботу и старание. Давайте помогать в пути друг другу, Ведь наша цель, по сути, благородна: Растить детей. Не уповать на чудо, А действовать и мудро и свободно…