1. Первая трехбалльная система оценок возникла в средневековых школах Германии: 1 – й - лучший, 2 – й - средний, 3-й - худший. 2. Появление пятибалльной системы в России. 3. Середина ΧΙΧ в. – начало ΧΧ в. происходит выявление недостатков, отказ от балльной системы г. – восстановление системы оценивания на основе индивидуального подхода г. – появление дифференцированной пятибалльной системы оценок г. – появление цифровой пятибалльной системы оценок.
Станислав Теофилович Шацкий ( гг.)
Ви́ктор Фё́федорович Шата́лов
Шалва Александрович Амонашвили
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике. Ответ оценивается отметкой «5», если: работа полная; нет пробелов и ошибок в решении; возможна одна неточность, описка. Отметка «4» ставится в следующих случаях: работа полная, недостаточно обоснованные решения допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках. Отметка «3» ставится, если: допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полнота изложения содержание материала в требуемом объеме; владение грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; правильное выполнение рисунков, чертежей, графиков; умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; демонстрация знания теории ранее изученных сопутствующих тем,; самостоятельность ответа; возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках. Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: допущены небольшие пробелы; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Отметка «1» ставится, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
3. Общая классификация ошибок. Грубыми считаются ошибки: незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения; неумение выделить в ответе главное; неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; неумение делать выводы и обобщения; неумение читать и строить графики; неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; потеря корня или сохранение постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них; равнозначные им ошибки; вычислительные ошибки, если они не являются опиской; логические ошибки. Негрубым ошибками считаются: неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными; неточность графика; нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочетами являются: нерациональные приемы вычислений и преобразований; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
11 ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблице требований по умениям КОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм. за учебный модуль 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ мини макс
Правило 1. ОЦЕНКА И ОТМЕТКА «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний» Оценка – словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка – фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца. Первое правило разводит два понятия и ориентирует на новый результат:
13 Самое главное правило – 2. Оно напрямую развивает важнейшее организационное умение самооценки Правило 2. САМООЦЕНКА Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге (Возможно, когда ученик на уроке предъявляет учителю свое решение продуктивного задания – ответ у доски, с места) Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку». (После сдачи письменного задания учителю, который, соответственно, не может организовать диалог во время проверки).
Правило 3. ЧИСЛО ОТМЕТОК «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельна отметка» ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы). ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые, если необходимо выставить в журнал одну отметку, усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику. Третье правило определяет сколько отметок мы ставим на уроке
15 Правило 4: ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ. Отметка выставляется в таблицу требований (блокнот учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения задачи. Минимум – учитель 1–2 раза в четверть после контрольной работы. Максимум – учитель и ученики регулярно. Пример: Умения из требований программы Ученики Приводить обыкновенные дроби к общему знаменателю Сравнение дробей с разными знаменателями математика, 6 класс. Тема _____________ Сокращать обыкновенные дроби Катя П. Павел В. Антон Б
Правило 5: Отказ от отметки и право пересдачи За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
17 Правило 6: Оценка и отметка определяются по УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие госстандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо», но не «отлично» Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично» Максимальный уровень (необязательный) – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам – сверх школьных требований, «превосходно»
18 Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Например: Необходимый уровень «хорошо», но не «отлично». Программный уровень «отлично». Максимальный уровень (необязательный) «превосходно». УРОВНИ УСПЕШНОСТИ 5- и 6-балльные ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО – 3 / 1 ПОЛНОСТЬЮ – 4 / 2 ЧАСТИЧНО – 4+ / 3 ПОЛНОСТЬЮ – 5 / 4 ЧАСТИЧНО – 5+ / 5 ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5 / 6
19 Итоговые оценки и отметки (за четверть и т.п.) рекомендуется определять не за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот период. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. Правило 7. Итоговые оценка и отметка
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими! Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»