О РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ В настоящее время в РФ действуют 2 образовательных стандарта: - «временный» (В.С.Леднев, М.В.Рыжаков, др.),утвержденный приказом МО РФ от ; - «переходный» (под ред. Э.Д.Днепрова), утвержденный приказом МО РФ от Ни один из них не является легитимным в полной мере.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ УТВЕРЖДАЮТСЯ НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В 10 ЛЕТ п.5 ст.7 Закона РФ «Об образовании», Федеральный закон от ФЗ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ; РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ; КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ п.1 ст.7 Закона РФ «Об образовании», Федеральный закон от ФЗ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ Цели, стоящие перед авторским коллективом Э.Д.Днепрова («переходный» : - сделать стандарт инструментом не консервации, а развития образования; - отказаться от ложных представлений, что «стандарт - одно, а жизнь и образование – другое»; - попытаться выстроить федеральный компонент стандарта целостно, как представлено в Законе РФ «Об образовании»
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ Преимущества «переходного» стандарта: - впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения; - предусматривает существенное обновление содержания образования, его большую практическую направленность и востребованность; - делает значительный шаг к разгрузке содержания школьного образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАКСИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ Структура компонента: общие положения (характеристика ступени общего образования, ее основные цели, учебные предметы федерального компонента, особенности их изучения); общие учебные умения, навыки и способы деятельности;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕВОГО ПОКОЛЕНИЯ Стандарты по учебному предмету: -цели изучения; -обязательный минимум основных образовательных программ; -требования к уровню подготовки выпускников
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Обязательный минимум содержания основных образовательных программ: зафиксирован в форме набора тем (дидактических единиц); включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, научные идеи и факты; обеспечивает преемственность ступеней общего образования; представлен в двух форматах
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Требования к уровню подготовки выпускников разработаны в соответствии с обязательным минимумом; преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам; заданы в деятельностной форме; служат основой разработки КИМов для государственной (итоговой) аттестации выпускников
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ Причины переходного характера документа: основанность на противоборствующих факторах (возможностях сегодняшнего образования и потребностях завтрашнего дня в развитии образования и страны); рассогласованность между целями общего образования, задачами учебного предмета и отобранным содержанием образования;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ Причины переходного характера документа: рассогласованность содержания учебных предметов в общей структуре компонента; ориентация содержания образования на формирование системы знаний, а не опыта самопознания
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Установлены Федеральным Законом 309 (ФЗ-309) «Нам нужно новое понимание стандарта, не связанное с минимумом знаний. Кто говорит про минимум знаний, тот получает минимум образования. Поэтому возникла необходимость увидеть стандарт как инструмент общественного договора.» Александр Асмолов, профессор МГУ, член-корреспондент РАО Александр Михайлович Кондаков – генеральный директор издательства «Просвещение», руководитель коллектива разработчиков стандартов нового поколения Телефон: (495) Факс: (495) Специализированный сайт:
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Особенности подхода: - стандарт как общественный договор; - стандарт как ориентир развития образования; - стандарт как характеристика результатов образования; - стандарт как совокупность трех систем требований (к структуре образовательных программ, к результатам освоения образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Особенности подхода: ключевое понятие - результаты образования; основной результат - освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей); основной способ достижения результата – системно-деятельностный подход; цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие школьника
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Основные компоненты стандарта: - требования к структуре основных общеобразовательных программ; - требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ; - требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ; - характеристика Фундаментального ядра содержания общего среднего образования; - модель системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ;
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Основные компоненты стандарта: - модель системы социализации и воспитания обучающихся; - физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса; - требования к учебно-материальной базе школы, квалификации педагогических работников, системе информационно-методической поддержки образовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ График введения: - введение программ начальной школы в экспериментальном режиме – с 1 сентября 2008 года; - основной школы – с 1 сентября 2009 года; - старшей школы – с 1 сентября 2010 года. «Новые стандарты не поставят в школе все с ног на голову, но ситуацию, надеемся, изменят.» Я. Сартан