Конституционная экономика
Предмет конституционной экономики Как принять правильное решение, как заложить основы будущего процветания нации? Как повлиять на сограждан, чтобы они не совершили непоправимую ошибку, принимая конституцию – основной закон развития демократического общества? Что необходимо сделать, чтобы предотвратить превращение демократии в авторитарный режим, а общество свободных – в общество рабов?
Провалы государства Провалы государства (правительства) - это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. К провалам государства относят: Ограниченность необходимой для принятия решений информации ( правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надёжной статистики ). Несовершенство политического процесса ( лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг ). Ограниченность контроля над бюрократией. Неспособность государства полностью предусмотреть ближайшие и отдалённые последствия принятых им решений ( экономические агенты часто воспринимают действия правительства отнюдь не так, как предполагалось ).
Проблема оптимальных размеров правительства ВЫБОРЫчастыередкие ПРАВИТЕЛЬСТВОпредставительное узкофункциональное федеральное специальное унитарное децентрализованное ГОСУДАРСТВО слабая ИЕРАРХИЯ сильная редкие частые ВЫБОРЫ
Извращение демократического идеала Два прямо противоположных подхода к устранению замены закона произволом: Авторитарный либерализм (либеральный авторитаризм): основные решения зависят от монарха. Анархо-либерализм: система частных судей, частных милиционеров, частных солдат, свободных банков. Переход от анархии к конституционному порядку: S S S S(анархия) P P E (порядок)
Модель конституционного порядка Фридриха фон Хайека Модель основывается на принципе разделения функций принятия законов и контроля над их исполнением. В подлинно демократическом обществе необходимы три представительных органа: для занятия исключительно конституцией (собирается с большими интервалами, лишь когда потребуются изменения в конституции); для постоянного совершенствования кодекса справедливости; для текущего правления (для распоряжения общественными ресурсами). КОНСТИТУЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВО Общая структура власти по Хайеку:
Требования к эффективной конституции Конституция должна включать следующие основные проблемы: Права человека (выражение суверенитета гражданина). Обеспечение благосостояния (в конституции должны быть зафиксировано лишь то, что государство в состоянии сделать). Структура законодательных органов (парламент, права регионов). Разделение властей (содержание и формы разделения и кооперации власти). Структура федерации (возможности выхода, система управления субъектами федерации). Суды (конституционность актов, соблюдение контрактов, процедура отстранения президента, способы принятия решения по спорным вопросам). Чрезвычайные обстоятельства (военные интервенции, природные катастрофы, экономические кризисы, острые социальные проблемы).
Законодательная пирамида и её фундамент Законодательная пирамида Фундамент Религия, История, Философия, Политика, Экономика, Социология Приказы, распоряжения Законы Конституция
Государство защищающее и государство производящее Дж.Бьюкенен разграничивает две функции государства: защищать и производить. Первая функция является результатом соглашения людей и своеобразным гарантом соблюдения ими конституционного договора. Вторая – характеризует государство как производителя общественных благ. Эта функция возникает на базе конституционных прав и свобод как своеобразный договор между гражданами по поводу удовлетворения их совместных потребностей в товарах и услугах. Система правил поведения в интерпретации Виктора Ванберга: Правила поведения делятся на : наследуемые естественно данные и благоприобретённые передаваемые через культуру
Дилемма наказания Дж.Бьюкенен: «…Для обеспечения такого общественного блага, как законопослушание, должно быть произведено такое общественное «антиблаго», как наказание.» Издержки наказания включают два элемента – издержки выявления нарушителей и издержки наказания нарушителей. Именно последнее рассматривается Бьюкененом как «антиблаго». Наказание обязательно налагается ex post, а мера наказания должна быть выбрана ex ante. Создание эффективного политического режима требует действенной правоохранительной системы – эффективной благодаря не столько тяжести наказания, сколько их неотвратимости.