Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке Харенко И. В. – учитель математики первой категории высшего уровня квалификации СШ 26 г. Актобе
« Скажи мне и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – я пойму »
inter – между aktiv – действие
Интерактивное обучение – это обучение, погружённое в общение. При этом « погружённое » не значит « замещённое », интерактивное обучение видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т. е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Традиционно выделяется три стороны общения : информативная ( обмен информацией ) интерактивная ( выработка стратегии и координация совместных действий индивидов ); перцептивная ( адекватное восприятие и понимание друг друга ). Общение полноценно, когда в нём присутствуют все три названные стороны.
- Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в образовательном плане ; - повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых ;
- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации ; - саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и учащимися.
Уровень сформированности базовых ЗУН ( знание ключевых понятий, аксиом, определений и т. д.; навыки счёта, использование формул, умение доказывать теоремы, делать выводы, обобщать и др.)
Развитие умений использовать математический инструментарий для определения оптимальных путей решения примеров и задач, доказательства теорем ; Применение полученных знаний и навыков при решении сложных математических и практических ситуаций.
Как мы учимся ? Процесс учения предполагает осуществление в основном таких видов деятельности, как : слушание учителя ; использование письменных, наглядных технических ресурсов ; выполнение умственных и практических заданий.
Современ -ный учитель Что необходимо учащемуся? Источники, средства, материалы и др? Как я буду учить? (а не Чему я буду учить?) Какова «прибавочная стоимость» учебно – познавательного процесса? Какой объём знаний учащийся может получить самостоятельно или при помощи учителя?
Данные методы позволяют успешно решать не только чисто предметные, но и общеразвивающие, личностные задачи, в том числе : навыки взаимодействия ; умение работать в команде ; готовность находить и принимать решения ; умение не только слушать, но и слышать ; выбор главного звена ; умение ставить цель и планировать свою деятельность ; рационально распределять своё время др.
При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всём цикле : - поиск и вычленение ведущих проблем ; - выстраивание проблем по степени значимости ; - анализ проблем ; - определение целей, задач направлений деятельности ; - наработка возможных вариантов решений ; - выбор наилучших решений ; - определение механизма решения проблем ; - составление программы и плана работы.
- Пробуждают у обучающихся интерес - Поощряют активное участие каждого в учебном процессе - Обращаются к чувствам каждого обучающегося - Способствуют эффективному усвоению учебного материала - Оказывают многоплановое воздействие на обучающихся - Осуществляют обратную связь - Формируют у обучающихся мнение и отношение - Формируют жизненные навыки - Способствуют изменению поведения
- Высокую мотивацию - Прочность знаний - Творчество и фантазию - Коммуникабельность - Активная жизненная позицию - Командный дух - Ценность индивидуальности - Свободу самовыражения - Акцент на деятельность - Взаимоуважение - Демократичность
ВОПРОС : Может ли каждый урок быть интерактивным ?
Использование на уроках или при подготовке к уроку ресурсов Интернета можно рассматривать как один из множества интерактивных методов обучения.
ВОПРОС : Почему в настоящее время столько говорят о необходимости применения интерактивных методов обучения ?
Этот метод соответствует личностно - ориентированному подходу в обучении. Он предлагает со – обучение, причем и ученики, и учитель являются субъектами учебного процесса.
ВОПРОС : Каково главное отличие интерактивных методов от традиционных способов организации урока ?
В ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.
ВОПРОС : Как использование интерактивных методов влияет на организацию школьного климата, атмосферу в классе ?
Использование интерактивных методик позволяет реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, учит их конструктивному взаимодействию, способствует оздоровлению психологического климата на уроке, создает доброжелательную обстановку.