Алгоритмы конструирования современного урока Автор: Курбатова Ирина Викторовна учитель начальных классов МБОУ лицея «Технический» г.о. Самара
Введение Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Понятие урок нуждается в новом методологическом наполнении с акцентом на развитие творческого мышления учащихся, развитие и внедрение новых (вариативных) форм и методов его построения. Урок – главная форма обучения
Структура урока Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий: 1. организационный этап 2. этап проверки домашнего задания 3. этап актуализации субъектного опыта учащихся 4. этап изучения новых знаний и способов деятельности 5. этап первичной проверки понимания изученного 6. этап закрепления изученного 7. этап применения изученного 8. этап обобщения и систематизации 9. этап контроля и самоконтроля 10. этап коррекции 11. этап информации о домашнем задании 12. этап подведения итогов занятия 13. этап рефлексии Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами.
Технология конструирования урока Деятельность учителя. Алгоритм: 1. Знакомство с целями обучения. Отбор целей и формулировка собственных целей. 2. Знакомство с содержанием учебного материала. Отбор содержания и форм его представления. 3. Соотнесение содержания учебного материала с целями обучения. 4. Отбор методов обучения. 5. Формирование учебных ситуаций. 6. Выбор типа урока, отбор его этапов. 7. Отбор средств обучения (при их наличии) или создание новых с помощью инструментально-дидактических средств. 8. Формулировка темы урока. 9. Распределение времени урока по этапам. 10. Указание действий учителя и учеников на каждом этапе урока с фиксированием содержимого доски (экрана проектора, компьютера), тетради ученика. Такой алгоритм служит основой создания технологии конструирования уроков.
Технологическая карта урока Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Заключение Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.
Интернет-ресурсы: источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт Школьный клипарт png Колокольчик png Фон jpg Листья png Литература: 1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд. перераб. – М.: Просвещение, Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.