Каким показано казачество в романе М.Шолохова «Тихий Дон»? М.А. Шолохов.
Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с 1912 по 1922 год. Кадры из фильма «Тихий Дон».
Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым.
Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные типичные черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.
…История женжитьбы Григория Мелехова, безусловно, говорит о том, что в казачьей среде сын должен бесспорно подчиняться отцу, принимать его решение как должное, даже если оно определяет всю дальнейшую жизнь. Именно это и произошло с Григорием. Пассивно подчинившись воле отца, он вынужден в дальнейшем расплачиваться за эту ошибку, делая несчастными двух незаурядных, гордых и любящих его женщин…
Драматизм личной судьбы Г. Мелехова усугубляется теми потрясениями, которые пришли на мирную донскую землю в 1918 г. Война втягивает в свой кровавый водоворот жителей хутора Татарский, положив начало классовому размежеванию, политической борьбе. Рушится устоявшийся жизненный уклад, распадаются естественные родственные связи, деформируется нравственное чувство. Дружба приносится в жертву абстрактной идее о всеобщем равенстве и братстве, приведя Г. Мелехова и М. Кошевого во враждующие станы …
Григорий служит то у белых, то у красных. Как настоящий казак, который с молоком матери впитал традиции этого сословия, герой встает на защиту страны, т.к.,по его мнению, большевики не только посягают на святыню, но и отрывают его от земли. Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, которые с болью углядели на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются на непосильной работе бабы в то время, когда они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками.
Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, это отталкивает его и от красных и от белых. «Все они одинаковы! – говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства.- Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков.
Григорий приходит к пониманию, что « у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь – всегда боролись люди и будут бороться… надо бжиться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на неё».
Незыблемость в среде казачьего дома, семьи, М.Шолохов раскрывает также в женских образах. В матери Григория - Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки: почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие. Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же жить вон, угля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки по остались… В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».
В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале ХХ века так полно и широко показана Шолоховым в его замечательном романе.
Вывод: Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и появилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Шолохова больше всего, - внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.