Организация сюжетной игры в детском саду Презентация Ивановой Е.П.
Суть концепции Поэтапная передача детям усложняющихся игровых умений ( способов построения игры ) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми
Принципы Воспитатель должен играть вместе с детьми. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу « открывали » и усваивали новый, более сложный способ её построения. Начиная с раннего детства и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или ребёнку.
1. Младший дошкольный возраст – с 2 до 4 лет 2. Средний дошкольный возраст – с 4 до 5 лет 3. Старший дошкольный возраст – с 5 до 7 лет
Задачи 1,5 – 3 года Научить осуществлять условные игровые действия с игрушками и предметами - заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.
3- 4 года Научить принимать и обозначать игровую роль, реализовывать характерные ролевые действия, направленные на партнёра – игрушку, развёртывать парное ролевое взаимодействие – ролевой диалог с партнёром - сверстником
4 - 5 лет Формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров с процессе развёртывания игры.
5 – 7 лет Учить развёртывать разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам партнёров – сверстников.
Характер поведения воспитателя во время игры. Позиция « Играющего партнёра ». Не давать оценок. Естественное эмоциональное поведение. Строить игру с детьми так, чтобы они становились перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры. Играя с ребёнком самому пояснять игровые действия. Стимулировать ребёнка пояснять свои действия с помощью вопросов. Ориентировать ребёнка на сверстников, « втягивая » в игру несколько детей. Научиться свободно развёртывать сюжет в процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Создавать условия для самостоятельных игр детей.
Тема : «Приёмы обучения детей игровому умению изменять своё ролевое поведение в соответствии с ролями партнёров»
Условия 1. Использование многоперсонажных сюжетов с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными ; 2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей ( ролей ) в сюжете количеству участников игры : персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Структура сюжета Капитан МатросПассажир Водолаз
Схема сюжета Основная роль Дополнитель ная роль 1 ( событие 1) Дополнитель ная роль 2 ( событие 2) Дополнитель ная роль 3 ( событие 3)
Роли Основная роль Дополнительная роль Независимые Взаимо - дополнительные
Пример игры в средней группе. Кликнуть для просмотра