Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (по определению Всемирной организации здравоохранения )
Здоровье и педагог Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе. Г.Спенсер
Осознание педагогами фактора негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: 2% ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ АГРЕССИВНО; 22% ИСПЫТЫВАЮТ АППАТИЮ, ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ; 23% УЧИТЕЛЕЙ ПОДВЕРЖЕНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЗРЫВАМ; 42% ПЕДАГОГАМ ХАРАКТЕРНА РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.
Факторы, укрепляющие здоровье ( по мнению педагогов): 12% занятия физическими упражнениями; 22% полноценное и качественное питание; 24% оптимальная организация рабочего дня; 26% прогулки на свежем воздухе; 56% полноценный сон.
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ РОССИИ Общий рост заболеваемости по сравнению с 1992 г. На 1-ом месте – заболевания органов дыхания Болезни органов пищеварения (Ш-IV места в общей структуре патологии) Снижение остроты зрения (возрастает за время обучения в 2-3 раза) Распространенность нарушений осанки и сколиозов (возрастает в раз за время обучения) Психическое здоровье детей - острая медико- социальная проблема (рост патологии на 35%)
Потребление подростками наркотиков и других ПАВ остается актуальной проблемой Рост болезней эндокринной системы (в 3,5 раза) Резкое ухудшение репродуктивного здоровья девочек-подростков Рост онкозаболеваемости детей в 2,4 раза Рост патологии мочеполовой системы (в 2,5 раза) Из 230 тыс. ВИЧ-инфицированных (на начало 2003 г.), детей – около 5000 Ухудшение за 10 лет большинства показателей физического развития детей (дефицит массы тела, низкорослость, замедление темпов полового созревания и др.) ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ РОССИИ
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся Здоровье учащихся учебный план выбор УМК выбор программ уроки физкультуры спортивные секции и кружки досуговая деятельность взаимоотношения с одноклассниками отношение учителей здоровье учителей Организация занятий вид учебной деятельности технологии стиль преподавания отметка, оценка знаний объем домашних заданий Режим функционирования школы режим дня расписание учебных занятий питание санитарно- гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.) режим перемен
Школьные факторы риска Безруких М.М., 2002 Основные Стрессовая тактика педагогических воздействий Несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья Низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, гигиены Дополнительные Несоответствие условий обучения санитарно- гигиеническим нормам Снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников Плохая организация питания Отсутствие спортивных залов и квалифицированных специалистов Низкая культура семьи в вопросах здоровья
Меры, позволяющие снизить влияние школьных факторов риска Безруких М.М., 2002 Модернизация структуры и содержания образования, выделение в качестве приоритетной задачи школы сохранение и укрепление здоровья Разработка и включение в учебный процесс новых методик и технологий обучения на основе физиологических и психологических закономерностей развития Создание условий для активизации двигательного режима Разработка и реализация модульных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Изменение стандарта подготовки педагогов Привлечение родителей и общественности к проблемам сохранения и укрепления здоровья
Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. Типы технологий здоровьесберегающиеоздоровительные технология обучения здоровью воспитание культуры здоровья
Цель здоровьесберегающих педагогических технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 14
Задачи педагогической деятельности по осуществлению здоровьесберегающих технологий научить учителей использовать знания, навыки и умения по пропаганде здорового образа жизни в своей деятельности; освоить методы валеологического обеспечения педагогической деятельности; освоить методы оценки условий организации и обеспечения УВП с позиций ЗОЖ; освоить здоровьесберегающие технологии, способствующие выявлению, использованию и активизации резервных возможностей учащихся; сформировать умения оценивать и корректировать методические приемы с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Два пути развития школы, содействующей здоровью «Паллиативный» «Навигационный» Сосредоточить внимание на состоянии здоровья детей и персонала. Развивать медико- профилактические направления деятельности Совершенствовать институциональные формы и методы работы в школе. Использовать здоровье как базовый критерий личностно ориентированной педагогики
Педагог это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. Луначарский Анатолий Васильевич
1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели. 5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия. 3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно баллов. Как вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе… Результаты теста «Моё здоровье»
Не накапливайте дискомфортные ощущения. Любите свое тело, заботьтесь о нем!