Лингвистические средства выражения положительной и отрицательной оценки человека Автор: Сагайдак Кристина, ученица 10 класса А Руководитель: Чугунова С. И., учитель русского языка и литературы
Цель: изучить лингвистические средства выражения положительной и отрицательной оценки человека. Задачи: рассмотреть понятия разговорная речь, эмоционально- оценочная лексика, стилистически- окрашенная лексика; провести анкетирование; систематизировать данные анкеты; сформулировать выводы.
Разговорная речь – это естественное, наиболее обычное средство общения между носителями литературного языка в определенных условиях. Разговорный стиль - это набор окрасок.
Лексика: стилистически-окрашенная, эмоционально-оценочная Названия лиц Оценка, обращение
Анкета для старшеклассников: 1. Считаете ли вы, что русский язык находится в кризисе, что культура речи утрачивается? 2. Считаете ли вы ненормативную лексику неотъемлемой частью русского языка? 3. Согласны ли вы с мнением, что люди часто используют ненормативную лексику? 4. Слова с какой эмоциональной оценкой вы слышите чаще? 5. Вспомните слова, при помощи которых Вас или ваших знакомых оценивают. 6. Как вы считаете в русском языке больше названий лиц с положительной или отрицательной окраской?
Русский язык находится в кризисе, культура речи утрачивается!
Считаете ли вы ненормативную лексику неотъемлемой частью русского языка?
Люди часто используют ненормативную лексику?
Слова с какой эмоциональной оценкой вы слышите чаще?
В русском языке больше названий лиц с положительной или отрицательной окраской?
Личности ОЦЕНКА Действия
Русский язык находится в кризисе, культура устной речи утрачивается. Ненормативная лексика, хотя и является для многих языковой привычкой, не может быть неотъемлемой частью русского языка.
Ученики классов и педагоги согласны с мнением, что люди часто используют ненормативную лексику. Люди оценивают действия реже, чем личность (наиболее часто употребляемы слова «молодец» и «умница»).
Большинство респондентов чаще слышат слова с положительной оценкой. По мнению опрашиваемых, в русском языке больше названий лиц с положительной окраской. Результаты анкетирования показали: лексических средств для выражения отрицательной оценки человека намного больше, чем для положительного оценивания.
Подтвердились гипотезы: Способов выражения отрицательной оценки больше, чем положительной. Лексико-грамматические средства выражения положительной оценки используются в речи чаще.