Игорь Эммануилович Грабарь увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором и замечательным реставратором. В начале двадцатого века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в русском музее Санкт- Петербурга.
« Белая зима. Грачиные гнёзда » Пейзажи И. Э. Грабаря «Осень. Рябина. Берёза» «Мартовский снег» «Иней. Восход» «Берёзовая аллея» Что означает слово «пейзаж»?
Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. Не надо думать, что природа это нечто неподвижное и молчаливое.
Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Тёплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. Зима Что очень часто происходит в зимнее время? Это слово связано с зимним явление природы и состоит из двух корней. снегопад Отгадайте загадку.
Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? Февраль.
В старину этот месяц называли так: ветродуй. В этом месяце часто дуют сильные ветры. В старину февраль называли лютый. Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли Бокогреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.
Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба» Вот это видение и изобразил художник на картине «Февральская лазурь». «В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.
Любимый мотив Игоря Грабаря береза. Мастер пейзажа не переставал восторгаться этим дивом: «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал». Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками... А. Прокофьев
Сергей Есенин «Белая берёза» Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит берёза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне, А заря лениво, обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
-Рассмотрите берёзы, как они расположены? -Какая часть картины им отведена? -Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? Солнечный или пасмурный? Как вы догадались? - Какими бы тонами изобразил художник стужу? Такие тона называют холодными, а на картине преобладают тёплые тона. И.Э. Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. - Какие эпитеты помогают увидеть февральский день?
-А как выглядит берёза на переднем плане? -Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? -А что мы видим на втором плане картины? -А почему именно берёзу выбрал художник?
Словарная работа. Подберите слова, которыми вы будете описывать следующие предметы, нарисованные на картине: Берёза - большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая. День -морозный, солнечный, ясный. Небо - голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, раскинулось шатром. Воздух-чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, жжёт, колется. Снег - шёлковым ковром, великолепным ковром, рыхлой пеленой, голубой, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
План сочинения. 1.Вступление. 2. Основная часть 3.Заключение. Опорные слова. Берёза, день, снег, воздух, небо. На переднем плане, на втором плане, на заднем плане.
Проверьте внимательно свою работу.
Использованы материалы: А.А. Псарёва, О.Е. Жиренко «Поурочные разработки по русскому языку 3 класс»