Социальный бизнес в России: Перспективы развития «Я имею великое несчастье, потому что я дорожу самим собой. Когда я не буду дорожить самим собой, тогда у меня не будет и несчастья» Лао-Цзы
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ В БАНКОВСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ В среднем обеспеченность банковскими услугами в регионах составляет лишь 4% от уровня Москвы
3
В соответствии с классическим определением, используемым ООН, под термином «микрофинансирование» подразумевается предоставление субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их услуг, направленных с точки зрения макроэкономического эффекта на сглаживание социального неравенства в обществе, развитие частного предпринимательства, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости. Однако, работа над определением не завершена – вернее сказать, практика способствует его постоянному развитию и расширению.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: Обеспечение доступности рабочего капитала для начинающих предпринимателей (start-up) Содействие ускоренному развитию малого бизнеса Выравнивание диспропорций регионального развития Декриминализация малого бизнеса путем сокращения доли ростовщического и теневого финансирования начинающих предпринимателей
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Борьба с безработицей и бедностью Интеграция социально незащищенных слоев населения в полноценную жизнь – мигранты, бывшие военнослужащие, матери-одиночки, пенсионеры, молодежь Повышение уровня социально- экономической и гражданской активности населения
7
1. Микрофинансовые институты (МФИ) идут к клиенту, а не клиент – к МФИ 2. Поддержка бизнес-инициативы потенциального предпринимателя производится на основе оценки существующих у него способностей и навыков, а не ретроспективном подходе 3. Приоритет личностных и деловых качеств над бизнес- планом и/или обеспечением 4. Начало оказания финансовой поддержки с небольших сумм, сопоставимых с масштабами собственных вложений заемщика
5. Относительно частая периодичность выплат по займу небольшими долями, равномерно распределяющими долговую нагрузку 6. Последовательный рост размера микрокредита по мере роста бизнеса заемщика и, как следствие, ориентация последнего на долгосрочное сотрудничество с МФИ 7. Делегирование значительной части риска за первичный отбор новых заемщиков на группу солидарной ответственности (в случае модели группового кредитования) 8. Готовность к гибкому реагированию на изменение рыночных условий Таким образом, микрофинансирование наилучшим образом отвечает потребностям начинающих предпринимателей. В то же время, оно эффективно обслуживает и уже действующий микробизнес
Бирюков Иван Российский Микрофинансовый Центр 10