Белоножко Лариса Викторовна, заместитель директора МБОУ СОШ 1 с УИОП г. Освоение междисциплинарных программ – условие реализации планируемых метапредметных результатов на уровне основного общего образования
ФГОС НОО.. ? ФГОС ООО Что общего? Чем отличается?
Механизм формирования метапредметных результатов ФГОС НОО Планируемые результаты Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) 2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования ФГОС ООО Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Стратегии смыслового чтения и работа с текстом 2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
К компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов. На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. Этот документ включаются в образовательную программу образовательного учреждения. Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ может также являться составной частью разработанных образовательным учреждением общей программы воспитания и развития школьников или отдельных программ формирования универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности школьников, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией
Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ включает описание содержания и организации работы по формированию: универсальных учебных действий; ИКТ-компетентности учащихся; основ учебно-исследовательской и проектной деятельности; стратегий смыслового чтения и работы с информацией. Содержание документа строится с учётом оснащённости образовательного учреждения, возможного вклада каждого педагога, работающего в данной параллели, и отражает логику развёртывания образовательного процесса во временной перспективе. Разработка документа предполагает адаптацию итоговых планируемых результатов освоения междисциплинарных программ применительно к: 1) этапам образовательного процесса, выделенным образовательным учреждением (например, на конец 6 и 9 классов, или на конец 6, 8 и 9 классов, или ежегодно); 2) возможностям различных видов образовательной деятельности и каждого педагога с отражением вклада в формирование этой группы планируемых результатов: отдельных учебных предметов (включая факультативы и предметы, вводимые школой); внеурочной деятельности; системы воспитательной работы; системы психолого-педагогической поддержки; системы дополнительного образования.
Презентация материалов муниципальных рабочих групп по реализации междисциплинарных программ в рамках урочной деятельности Проанализировать имеющийся материал и соотнести его с позицией ОУ (самостоятельно выбрать механизм реализации междисциплинарных программ) Создать рабочие группы по описанию организации работы по формированию междисциплинарных программ с учётом оснащённости образовательного учреждения, возможного вклада каждого педагога, работающего и отражение логики развёртывания образовательного процесса во временной перспективе
Реализация междисциплинарных программ на уроках биологии в 5-7 классах как неотъемлемое условие формирования метапредметных результатов на уровне основного общего образования Белоножко Лариса Викторовна, учитель биологии МБОУ СОШ 1 с УИОП г.
Анализ УМК по биологии с позиции планирования реализации междисциплинарных программ УМК по биологии под редакцией В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова не содержит планируемых метапредметных результатов в разрезе междисциплинарных программ, что создаёт существенные трудности при планировании, реализации и контроле следующих программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
ЭТАП 1 «Анализ планируемых результатов» С целью формирования целостного представления о достижении планируемых метапредметных результатов на уроках биологии с 5 по 9 класс были скорректированы, с учётом специфики предмета и возможностей образовательного учреждения, следующие метапредметные результаты (приложение 1)
ЭТАП 2 «Адаптация итоговых планируемых результатов освоения междисциплинарных программ» На основе программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ образовательного учреждения разработана технологическая карта по формированию метапредметных результатов у учащихся 5-7 классов на уроках биологии в условиях реализации междисциплинарных программ основной образовательной программы основного общего образования (приложение 2). Т.о. данная карты предполагает адаптацию итоговых планируемых результатов освоения междисциплинарных программ применительно к: этапам образовательного процесса, выделенным образовательным учреждением; возможностям различных видов образовательной деятельности и каждого педагога с отражением вклада в формирование этой группы планируемых результатов: отдельных учебных предметов
Технологическая карта по формированию метапредметных результатов у учащихся 5-7 классов на уроках биологии позволяет сконструировать и технологическую карту урока в контексте реализации междисциплинарных программ основной образовательной программы основного общего образования (приложение 3) ЭТАП 3 «Реализация урока с учётом освоения междисциплинарных программ»
Волшебное слово «Стандарт» Ведущие принципы ФГОС принципы преемственности и развития. Позиции, характеризующие ученика основной школы на учебный год, это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы учебного года!
Новый Год не роскошь, а средство передвижения во времени! Пусть Ваше «транспортное средство» будет современным и комфортным, а компанию составят только хорошие попутчики ! С наступающим 2015 годом!!!