Формирование коммуникативных УУД посредством проектной деятельности Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Шурыгиной О.А.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности- «разучить» думать самостоятельно. А. Дистерверг
В Программе развития УУД выделены четыре блока: 1. Формирование личностных УУД 2. Формирование регулятивных УУД 3. Формирование коммуникативных УУД 4. Формирование познавательных УУД
Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЗИЦИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОЗИЦИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРЕДМЕТА УЧЕТ МНЕНИЙ И УМЕНИЕ ОБОСНОВЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ
КОММУНИКАЦИЯ КАК СОТРУДНИЧЕСТВО УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ И НАХОДИТЬ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ УМЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, УБЕЖДАТЬ И УСТУПАТЬ СПОСОБНОСТЬ СОХРАНЯТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА ВЗАИМОКОНТРОЛЬ И ВЗАИМОПОМОЩЬ ПО ХОДУ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
К КОММУНИКАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ОТНОСЯТСЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПОИСКЕ И СБОРЕ ИНФОРМАЦИИ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ УМЕНИЕ ДОСТАТОЧНО ПОЛНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ В ДИАЛОГЕ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ КОММУНИКАЦИИ ВЫБРАН ПАРТНЕР РАСПРЕДЕЛЕНЫ ФУНКЦИИ И РОЛИ УЧЕНИКИ УМЕЮТ ДЕЙСТВОВАТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ Сбор информации, опрос учащихся при подготовке к проекту
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ПАРТНЕРА ПЕРЕСПРАШИВАЙ И УТОЧНЯЙ ОТМЕЧАЙ ПРЕЖДЕ ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ УВАЖАЙ ЧУЖИЕ ОШИБКИ, ВЕЖЛИВО ОБЪЯСНИ СВОЕ МНЕНИЕ ПРОСИ ПОМОЩИ У ПАРТНЕРА, ПОМОГАЙ САМ РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ВАШЕ ОБЩЕЕ МНЕНИЕ ПОБЛАГОДАРИ ПАРТНЕРА ЗА РАБОТУ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК УЧЕНИК- УЧЕНИК ГРУППОВАЯ ПАРНАЯ
УРОВНИ УСТНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 1. ОБСУЖДЕНИЕ И ДИСКУССИЯ 2. НЕБОЛЬШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ 3. ПРЕЗЕНТАЦИИ Групповой учебный проект по математике учащихся 2-б класса
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЖЕЛАНИЕ ВСТУПАТЬ В КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБЩЕНИЕ УМЕНИЕ РЕШАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ПАРЕ, ГРУППЕ
Видякин И., проект «Моя школа» Еласов А., проект «В мире интересного»
Учащиеся 2-б класса с проектами по окружающему миру «Красная книга»
Проекты: «Какие бывают животные», «Почему нужно есть много овощей и фруктов»
Проекты: «Красная книга», «Книга Памяти» ( на электронных носителях)
Мошков Максим, учебный проект «Рыбы»
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю / могу, хочу, делаю.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять.
Проекты класса Учебный проект: выполняется на уроке, способствует сплочению коллектива, развитию чувства ответственности, формированию коммуникативных умений.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.
Презентация – выступление семьи Карташевых « Вся семья вместе и душа на месте»
Семьи-участники фестиваля «Радуга»
Метод проектов Учебные проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов. Проекты заставляют учащихся взять на себя определенную роль, например: решающий проблему; принимающий решение; исследователь; документалист. Проекты
Первые учебные проекты. Модуль ОРКСЭ 4-а, 4-б классы
Шурыгин Дмитрий Тулаева Кристина
Наш дружный 2-б класс
Характеристика результатов формирования коммуникативных УУД по УМК «Школа России» в начальной школе 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Задача учителя - вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.