Цель семинара: Повышение интереса педагогов к социальному проектированию как активной форме гражданско-правового образования и воспитания.
Задачи семинара: 1. Сформировать мнение о важности и необходимости применения метода социального проектирования в школе. 2. Выявить факторы успешности и эффективности социального проектирования в школе. 3. Продемонстрировать опыт работы по применению метода социального проектирования. 4. Поддерживать положительные отношения педагогов к инновационным преобразованиям. 5. Познакомить педагогов с особенностями технологии и реализации социально- образовательного проекта «Гражданин». 6. Помочь педагогам освоить методологию и приобрести практические навыки работы над проектом «Гражданин».
Задача образовательного учреждения Углубление гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем
Под социальным проектированием понимается создание моделей решения актуальных социальных проблем на основе сбора и анализа информации о причинах возникновения и характерных чертах данного типа проблем.
Актуальность социального проектирования Социальное проектирование является ярким примером проведения общественной политики, а значит и проявления элементов гражданского общества. Социальные проекты помогают представителям власти по новому взглянуть на острые общественные проблемы, и даже оказать практическую помощь в их решении.
Социальное проектирование позволяет вовлечь учащихся в общественно- полезную социальную деятельность, основанную на принципах и ценностях демократического государства и гражданского общества. Школьники, принимающие участие в социальных проектах, могут рассматриваться как кадровый резерв органов государственной власти и местного самоуправления.
Факторы успешности и эффективности социального проектирования в школе Добровольность участия в проекте; Оптимальное распределение времени работы над проектом; Эффективное распределение обязанностей между участниками проекта; Корректная позиция педагога; Поддержка проекта администрацией школы; Заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти.
Проект «Гражданин»: от идеи к мировому признанию В 1995 г. Проект "Гражданин« - разработан Центром Гражданского Образования (г. Калабасас, штат Калифорния). В 1998 г. проект апробирован в России. В настоящее время проект "Гражданин" реализуется в Латинской Америке, в Восточной и Западной Европе, Азии, в странах Балтии и России.
Особенности проекта «Гражданин» Универсальность; Минимально затрачен по ресурсам; Дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности школьникам с разным уровнем подготовки; Нацелен на практическую реализацию; Предполагает проведение анализа актуальных социально-экономических проблем города, села, района.
Образовательные цели: закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках гражданского образования; освоение новых форм поиска и обработки информации; развитие аналитических навыков и навыков критического мышления; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков групповой работы. формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
Воспитательные цели: привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества; формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции; формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в местном сообществе.
Школьники - от 11 до 17 лет. Школьный педагог – консультант при выборе учащимися альтернативных решений. Взрослые (родители, классные руководители, работники СМИ и др.) – помощники и направляющие в ходе реализации проекта. Участники проекта
Этапы работы над проектом 1. Подготовка к работе 2. Выбор проблемы 3. Сбор информации 4. Подготовка собственного варианта решения проблемы 5. Реализация плана действий 6. Подготовка к защите проекта 7. Презентация проекта 8. Рефлексия
Всероссийская акция «Я – гражданин России» 2001 г.- I Всероссийская акция; 2002 г. - II Всероссийская акция; 2003 г.– III Всероссийская акция; 2004 г.- IV Всероссийская акция;
Вывод Реализация проектов выводит учащихся на решение насущных проблем различными «этажами» власти. Школьники знакомятся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, СМИ, что сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости.
Литература Проект «Гражданин: методика и практика реализации / Сост. В.П. Пахомов. Самара: изд-во «НТЦ», 2004г., 80 с. Проект «Гражданин»: от Самары по России» / мультимедийное пособие для педагогов. Самара: «региональный Центр гражданского образования», 2004 г.
Презентацию подготовила методист ИМЦ отдела образования администрации городского округа город Буй Татаринцева Ирина Валерьевна
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Желаем успеха!