Акмеизм
Предпосылки «Преодоление» символизма Преемственная связь с символизмом «Бунт» на «Башне» В. Иванова
История возникновения «Башня» В. Иванова «Цех Поэтов» 1911 Акмеизм 1912
Знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова
Акмеизм (1912 – 1913) Литературное направление в России В других европейских литературах аналогов акмеизму нет
Акмеизм– модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. заоблачная двумерность мир обыденных чувств и бытовых душевных проявлений. Символисты Акмеисты
«Цех поэтов» Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут, Г.Иванов А. Ахматова Н. Гумилев О. Мандельштам В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие Г.Адамович, Н.Бруни, Г.Иванов, Н.Клюев, М.Кузмин, М.Лозинский, В.Хлебников.
Акмеисты А. Ахматова (1889 – 1966) Н.Гумилёв (1886 – 1921) О.Мандельштам (1891 – 1937)
Акмеисты (адамисты) С. Городецкий (1884 – 1967) М. Зенкевич (1886 – 1973) В. Нарбут (1888 – 1938)
Поэтика акмеизма Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Особенности поэтики акмеизма: Живописная четкость образов; Вымеренная композиция; Эстетизация детали; Стилистическое равновесие.
Отречения от метафизики у акмеистов не было: «всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками» – таков один из принципов акмеизма. метафизическое земное
Обоснование нового литературного течения было дано в статьях Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913), С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913), О.Мандельштама «Утро акмеизма» (1913). Теоретики Программа акмеизма конкретность совершенствование поэтического мастерства
Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
«Парижская нота» Г. Иванов и Г. Адамович развивали акмеистические принципы: сдержанность, выразительный аскетизм, тонкая ирония. Значительное воздействие акмеизм оказал и на авторскую песню. Акмеизм сильно повлиял на развитие русской поэзии в эмиграции: из учеников Гумилева эмигрировали во Францию Г.Иванов, Г.Адамович, Н.Оцуп, И. Одоевцева. И. Одоевцева Г. Адамович
Раскол акмеизма Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов. Однако попытки возобновить деятельность объединения впоследствии предпринимались не раз. Второй «Цех поэтов», основанный летом 1916 г., возглавил Г. Иванов вместе с Г. Адамовичем. Но и он просуществовал недолго. В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней попыткой Гумилева организационно сохранить акмеистическую линию.
Значение Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.