Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.др.-греч. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ - формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении.
Одним из содержательных принципов нового построения урока является проблематизация, то есть намеренно созданная на уроке ситуация, при которой учитель ведёт учащихся по пути открытия, делает соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребёнка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.
Для овладения новым способом действия ученику необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами исследуемого объекта, находить возможности его преобразования. Он должен уметь, столкнувшись с новой задачей, перестроить известные или найти новые способы действия. В результате чего и происходит формирование УУД.
«Проблемная ситуация» создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным «Проблема предыдущего урока» проблема формулируется накануне, а на следующем уроке лишь восстанавливается в памяти и обосновывается «Проблемная задача» серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения
Организация проблемной ситуации 1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного) 2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы) 3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задач) 4. Самостоятельное применение «открытых» знаний.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Методический прием инсерт (стадия осмысления)
+ - это я знаю ! – Об этом я слышал ? – Это для меня новое Работа с текстом
«КТО ПОСТИГАЕТ НОВОЕ, ЛЕЛЕЯ СТАРОЕ, ТОТ МОЖЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ» Конфуций