ПРИЁМЫ РАБОТЫ С СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ Подготовила: учитель начальных классов I квалификационной категории ОШ 2 Климкова Елена Юрьевна 2015 год
МНЕМОТЕХНИКА «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Один из приемов работы с слабоуспевающими учащимися. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.
Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук
Структура мнемотехники
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Где можно использовать мнемосхемы для работы с слабоуспевающими учащимися? Обучение пересказу, написанию изложений Составление рассказов, написание сочинений Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
"Осенью" Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит. Зашумели воды быстрого ручья, Птички улетели в теплые края. ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
"Апрель" Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
ПЕРЕСКАЗ При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Составление рассказа о зиме. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК 1. Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. 2. Без окон без дверей, полна горница людей.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц: Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи у учащихся.
Сорбонки (от названия парижского университета) – двусторонняя карточка. На одной стороне карточки записывается определение, словарное слово, дата, пример, а на другой – ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. СОРБОНКИ
Устный счёт сложение и вычитание в пределах класс АНИМИРОВАННАЯ СОРБОНКА
Дорогой друг! Проверь свои знания. Посчитай и нажми на пример, увидишь ответ. Удачи!!!
38 58 – 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс Анимированнная сорбонка - девочка color.com/image/coloring/flowers/003/chamomile/chamomile-picture- color.pnghttp:// color.com/image/coloring/flowers/003/chamomile/chamomile-picture- color.png ромашка Источники