Тема текста Проблема текста Авторская позиция Стиль текста Тип речи
* (16)… Музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами. (по Б. Л. Васильеву)
1. Докажите, что перед вами текст. - Какова тема, идея текста? - Какова проблема текста? - Какова авторская позиция? - Определите стиль текста. - Определите тип речи.
Выразительные средства языка Тропы Эпитеты Метафоры Олицетворения Сравнения Перифраз Гипербола Метонимия Синекдоха Литота Фигуры Обращение Риторический вопрос Анафора Парцелляция Градация Антитеза Синтаксический параллелизм Оксюморон Эллипсис
Задания. Найти в тексте: 1 вариант - эпитеты и метафоры, 2 вариант - олицетворение и сравнение Индивидуальная работа- найти в тексте эмоциональные выражения
Эпитеты -чистая жалость,грязная изнанка,вечное небо,старая музыка Метафоры - купол пожара,огонь войны Олицетворения -музыка не плакала, звала, заставляла ночь укрыла Сравнения -музыка разворачивала душу, как огонь разворачивал дома Эмоциональные выражения - музыка закаменелавзлеты к небу, к звезде, растворилась в сердце горло сдавило горящие развалины
Объясните значение слов: скорбный мрачный
Сжатие текста. Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
* Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. * Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
* парцеллированных предложений; * ряда предложений, связанных одной мыслью; * частей предложений; * конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
* Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. * Сформулировать получившееся предложение.
* 1 вариант: * (16)… Музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку.
* 2 вариант: * (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.
* Выделить основную и второстепенную информацию. * Письменно записать микротему. * Устно компрессировать текст. * Указать приемы компрессии.
1 уровень – базовый 2 уровень – углубленный 3 уровень - продвинутый
* Написать сочинение-рассуждение. * Объяснить смысл фразы: * «Музыка заставляла что-то делать, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами»
На уроке я работалактивнопассивно Своей работой я на уроке доволен недоволен Урок показался мне коротким длинным Материал урока был мнепонятеннепонятен Моя оценка за урок