Проектные задачи в начальной школе СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».
Деятельность специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества.
ПРОЕКТ Специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для обучающихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие.
Метод проектов способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий обучающихся и обязательных презентаций результатов их работы.
Проектная деятельность в начальной школе … …либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы …либо простое присваивание понятия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т.д.
Идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования
«ЗАДАЧА» сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения С.И.Ожегов
В образовательной практике используются разные типы задач: учебная задача конкретно-практическая задача творческая задача
Учебная задача направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри учебного предмета
Творческая задача задача, которая не имеет готового формального способа решения Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения
Перечисленные типы задач не позволяют: Научить самостоятельному выбору способа решения задачи… Стимулировать получение принципиально нового «продукта»… Содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе … Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации… Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов
Проектная задача Под проектной задачей мы понимаем ту, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача Реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации) созданный детьми Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребёнка (группы детей)
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых, для их выполнения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ Задает реальную возможность организации взаимо действия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью обучающихся в группе. Учит (без явного указания на это) способу проекти рования через специально разработанные задания. Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
Способности рефлексировать моделировать проявлять инициативу планировать вступать в коммуникацию ставить цель
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно Л. Выготский
Групповая работа детям: получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер; попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса; приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
Групповая работа учителю: использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения; органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно- эмоциональные и деловые отношения детей; вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.
Структура проектной задачи (прообраз полноценного проекта) Должна быть описана модельная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, возможных вариантов конечного продукта было несколько. Должен быть составлен набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. (план подготовки) Задача должна быть решена, т.е. создан конечный продукт, который можно представить публично и оценить (отчет о проделанной работе). Результат может быть представлен в любой форме.
Пример оценочного листа (оценочная шкала может быть разной) Критерии Оценка группы Оценка учителя Итоговая оценка Решение авторской задачи Правильный выбор текстов Разнообразие в подборке материалов (наполнение разных рубрик) Иллюстрации Другое
Интеллектуальные умения: целеполагание планирование моделирование
Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у учителя; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно- следственные связи.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения;
Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Каждый ученик может проявить себя как творческая личность. Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе». Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения. У обучающихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах. Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации. Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность. Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
Благодарю за внимание!