АДАПТАЦИЯ к школьному обучению
Адаптация к школе - многоплановый процесс физиологическая адаптация Потеря веса Потеря веса Скачки артериального давления Скачки артериального давления Головные боли Головные боли Усталость Усталость Мышечное напряжение Мышечное напряжение Простудные заболевания Простудные заболевания социально- психологическая адаптация Ребёнок – к учителю Ребёнок – к коллективу Ребёнок – к своему месту в школе Учитель – к новым воспитанникам Родители – к своему ребёнку
Уровни адаптации детей к школе: 1. Высокий уровень адаптации первоклассник положительно относится к школе, первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; глубоко и полно овладевает программным материалом; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе всегда готовится ко всем урокам; всегда готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение. занимает в классе благоприятное статусное положение.
Уровни адаптации детей к школе: 2. Средний уровень адаптации первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, усваивает основное содержание учебных программ, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. дружит со многими одноклассниками.
Уровни адаптации детей к школе: 3. Низкий уровень адаптации первоклассник отрицательно относится к школе; первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; самостоятельная работа с учебником затруднена; к урокам готовится нерегулярно, к урокам готовится нерегулярно, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Что делать, чтобы помочь ребенку адаптироваться? Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье, выработать единую семейную тактику общения с первоклассником, рационально организовать режим дня школьника, следить за питанием ребёнка, формировать здоровую мотивацию, прислушиваться к советам учительницы, получше узнать соседа по парте, не торопиться записывать ребенка сразу во все кружки, посвящать ребенку хотя бы полчасика в день
Советы родителям: Четкое распределяйте ваше внимания к ребенку по формуле "уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Все замечания сведите к минимуму, когда ребенок "фокусничает". Объективно оценивайте трудные для вашего ребенка ситуации. Подвергайте критике и анализу действия, а не Личность ребенка. Никогда не сравнивайте ребенка с другими, а только с ним самим (в различных ситуациях). Замечайте даже малейшие успехи и на них акцентируйте внимание. Постоянно хвалите его деятельность, работу: «Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором».
Любите детей такими, какие они есть! Желаем терпения и удачи, уважаемые родители и учителя!