ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Апробация и внедрение технологии «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОКА», как механизма работы профессиональных обучающихся сообществ учителей Груничева И.Г. 23 декабря 2014 года МБОУ Каринская СОШ, МО
Насколько мне известно технология Исследование урока» это ….. Могу предположить, что технология «Исследования урока» это…
Профессиональные сообщества обучения (ПСО)- модель профессионального развития, которая базируется на создании двойного потенциала – потенциала процесса преподавания и потенциала процесса учения, а также на создании нового видения относительно того, как,чему… и КОГДА учителя должны учиться. Darling Hammond and McLaughlin
Профессиональные сообщества обучения (ПСО)- ключевые образования организующих школьные процессы таким образом, чтобы максимально увеличить то время, которое отводится на профессиональное развитие учителей. (Bryk, Lee, & Holland, 1993; Louis & Marks,1998)
Richard Dufour and Robert Eaker (1998) КОУЧ – КОМАНДА ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧИТЕЛЕЙ
5 ключевых характеристик КОУЧей: 1. Разделяемые всеми ценности и нормы, которые развиваются с учётом таких аспектов как коллективное видение того, что значат дети и их способность учиться, приоритеты школы в отношении использования времени и пространства и…. того, какие конкретно роли выполняют родители, учителя и администрация.
5 ключевых характеристик КОУЧей: 2. Смещение фокуса профессионального развития от того, как учит учитель к тому, как учиться ребенок.
5 ключевых характеристик КОУЧей: 3. Постоянный рефлективный диалог, который приводит к расширенной и продолжительной дискуссии учителей относительно учебного плана, методов преподавания, и развития учеников.
5 ключевых характеристик КОУЧей: 4. Деприватизация учительских практик
5 ключевых характеристик КОУЧей: 5. Придание процессу преподавания характера публичности
Исследование урока - это устоявшаяся практика, которая активно используется руководителями групп профессионального развития учителей в Японии и Китае. Термин "исследование урока" происходит от японского слова «ugyo kenkyuu» и введен Йошида (1999). «Исследование урока» - систематическое исследование, происходящего в классах, на уроках, которое проводится коллективно группой учителей, а не отдельными лицами, с целью повышения качества преподавания и обучения. Исследование проводится путем изучения серии уроков.
Исследование урока как педагогическая практика и как инструмент для профессионального развития, привлек внимание исследователей образования из-за последовательно выдающиеся достижения японских и китайских студентов, в частности, в математике (Fernandez & Yoshida, 2004; Linn, Льюиса, Tsuchida, & Songer, 2000; Стиглер и Хиберт, 1999). Успешные попытки использования данной технологии были предприняты также в США и Гонконге.
Исследование урока Уроки коллективно создаются учителями, с фокусом на конкретное содержание, изучение альтернативных подходов к этому содержанию, выявление трудностей с которыми сталкиваются ученики в процессе учения и на то, как можно преодолеть эти трудности за счет повышения эффективности преподавания. Коллективно спланированный урок проводится одним из учителей и наблюдается всеми остальными членами группы. На основе комментариев, которые делает группа, план урока пересматривается, урок проводится снова и только после получения варианта, который устраивает всю группу выносится для представления остальным педагогам школы с перспективой применения ими наработанного группой опыта.
Исследование урока Важно подчеркнуть, что этот «отполированный урок» лишь побочный продукт рефлексивного процесса, который продолжается за рамками проведенной группой работы, а основные его продукты это более глубокое понимание учителями содержания знания о том, как на самом деле учатся дети, а также усовершенствование их педагогических умений и навыков. Поскольку в "исследовании урока" в центре внимания именно "урок", а не индивидуальный учитель, давление на учителей снижается, и они становятся открытыми к обсуждениям и критическим замечаниям.
Процесс исследования урока План Урок Разбор урока Корректировка плана
С чего начать? Договориться о тех результатах, которых вы ждете от учеников Договорится о стратегиях и технологиях, которые будут использоваться Совместно спланировать урок
1. Обозначьте ожидаемые результаты 2. Спланируйте и проведите 1 урок 3. Обсудите урок, возьмите у детей интервью 4. Спланируйте и проведите 2 урок 5. Обсудите урок, возьмите у детей интервью 6. Спланируйте и проведите 3 урок 7. Обсудите урок, возьмите интервью у детей Цикл исследования
О чем спрашивать детей? 1. Что тебе больше всего понравилось на уроке? 2. Что ты узнал? 3. Что ты теперь умеешь делать после этого урока, а раньше не умел? 4. Что ты теперь делаешь лучше? А как это «лучше»? 5. Что я как учитель сделал лучше всего? 6. Если бы мне пришлось вести этот же урок еще раз, чтобы ты посоветовал мне изменить? 7. Почему именно это надо изменить?
Инструмент работы сообществ- Исследование урока (Lesson Study) Циклы НеделиВстречи Цели встреч Ожидаемый результат Цикл I1-ая 1-я Совместное планирование урока на основе драфтов учителей План урока 2-я Проведение урока учителем 1, наблюдение группы, обсуждение урока группой Протокол обсуждения урока Протокол интервью детей 2-ая 3-я Проведение урока учителем 2, наблюдение группы, обсуждение урока группой Протокол обсуждения урока Цикл II3-я 4-я Совместное планирование урока на основе протоколов обсуждений Новый план урока 4-я 5-я Проведение урока учителем 1 (учителем 3), наблюдение группы, обсуждение урока группой Протокол обсуждения урока Протокол интервью детей 5-я 6-я Проведение урока учителем 2 (учителем 4) наблюдение группы, обсуждение урока группой Протокол обсуждения урока Протокол интервью детей Подведение итогов работы: - обсуждение - презентация (в случае получения положительных результатов) 7-я
Этапы работы по эксперименту 1. этап «Планирование» – определение составов КОУЧей,проблемы, составление календарного графика работы – до 20 января 2. этап «Проведение цикла исследований» - до 20 февраля. 3. этап « Экспертиза документов коучей» (планы уроков – 2, протоколы обсуждений – 4, протоколы интервью с детьми – 4) – присылаем до 30 декабря, экспертиза до 25 февраля. 4. Этап «Итоговая конференция по первому циклу исследований – конец января
Задание для групповой работы: 1. Определитесь с темами Lesson Study; 2. Определите класс и фокусные группы; 3. Спланируйте первый Lesson Study; 4. Выступите перед коллегами по плану: А. Какую методику или технологию выбрали для апробации? Б. Какой класс, предмет и темы выбраны? В. Назовите фокусные группы и ожидаемые результаты для каждой из них. Г. Как планируете проводить данную работу? Д. Как планируете отчитываться о проведенной работе?