ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том, что вербалика направлена лишь на передачу «сухой» информации, в то время как невербальные средства придают ей эмоциональный оттенок
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления Выразительные качества голоса Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Структура вербального общения
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Коммуникация Невербальная Вербальная
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
То как мы говорим, дает представление другому коммуниканту, о том, кем мы являемся. Можно даже переформулировать известную поговорку: «Скажи мне, и я скажу, кто ты..»
Разнообразные приемы вербального общения выполняют сразу несколько функций: Коммуникативная. Язык – основное средство общения, дающее возможность полноценно взаимодействовать с себе подобными; Познавательная. Язык – признак сознательности. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем с его помощью; Эмоциональная. Язык – одно из средств выражения чувств и эмоций. Интонация при разговоре помогает нам выразить свое отношение к чему-либо.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Научно доказано, что методы вербального общения доносят лишь около 40 % информации до слушателя. Однако без него сложно представить нормальную коммуникацию. Тем, кто вынужден по долгу службы часто общаться с различными людьми, необходимо научиться строить взаимоотношения и стремиться к взаимопониманию. В этом вам помогут следующие приемы вербального общения:
Приёмы вербального общения: «Имя собственное». Старайтесь обращаться к собеседнику по имени: многие из нас воспринимают это как заинтересованность нашей личностью; «Зеркало отношений». Хотите расположить к себе человека? Используйте при разговоре приятное выражение лица и улыбку, которые непременно передадутся и собеседнику;
Приёмы вербального общения: «Золотые слова». Полезный прием вербального общения – использование комплиментов по отношению к человеку. Главное здесь не переусердствовать и делать это искренне; «Терпеливый слушатель». Собеседник обязательно оценит вас, если вы проявите внимание и терпение при разговоре, выслушаете его проблему и точку зрения; «Личная жизнь». Неподдельный интерес к жизни собеседника (увлечения, хобби, работа и т.д.) непременно помогут наладить контакт с человеком.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Кинестика Таксика Проксемика Невербальные средства общения изучают следующие науки: Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации
Невербальные средства общения К невербальным средствам общения относятся жесты и позы, мимика, выражение лица и манеры держаться, а также тактильно-мышечные формы (пожатие рук, прикосновения и т.д.). Язык тела раскрывает то, чего человек не говорит словами. Порой знание приемов невербального общения помогает понять, обманывает вас собеседник или говорит правду
Невербалика имеет импульсивный и бесконтрольный характер, отражая внутренние эмоции и чувства собеседника. Как и вербалика, методы невербального общения в значительной мере помогают завоевать расположение слушателя, найти общий язык и завязать крепкие отношения. Рассмотрим некоторые из них.
Необходимо запомнить! Выражайте свое сопереживание не при помощи невнятных звуков («м-м-м», «угу» и т.д.), а путем полноценных эмоциональных реплик («как интересно!», «вот это да, неужели!» и т.д.); Говорите с людьми на понятном для них языке. У каждого доминирует один из каналов восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический), поэтому при разговоре используйте то, что близко собеседнику.
Вербальная и невербальная коммуникация являются двумя разными системами кодирования и декодирования сообщений. Между этими системами существует определенное сходство: они используются для достижения одних и тех же коммуникативных целей; уровень развития вербальных навыков связан с невербальным поведением человека; интенсивность невербальной коммуникации соответствует интенсивности вербальной.