Москва – третий Рим. В 988 году произошло крещение Руси. Это позволяло русским князьям удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь не.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва – третий Рим Работа Проценко Светланы. В 988 году произошло крещение Руси. Это позволяло русским князьям удерживать под своей властью все славянские.
Advertisements

Приготовили МБОУ СОШ 196 Руденских Алина Лобода Милана.
ФИЛОСОФИЯ « МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ » Выполнила Палий Оля Студентка 1 курса гму группы 101.
Проверка домашнего задания Вторая жена Ивана III? Значение этого брака? Титул и новые символы царской власти? Кто завершил объединение русских земель вокруг.
1. Флорентийская уния 2. Поместный Собор 1448 года 3. Монастыри в конце XV - начале XVI века 4. Ереси в конце XV - начале XVI века 5. Теория «Москва –
Проверка домашнего задания Вторая жена Ивана III? Значение этого брака? Титул и новые символы царской власти? Кто завершил объединение русских земель вокруг.
Свет добра, величие и силу Сквозь века несла народам Русь. Жизнь моя, любовь моя, Россия, Я твоей судьбой горжусь.
Урок истории 6 класс. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная.
Христианская церковь в раннее средневековье. Вспомните! Что такое христианство? Что такое христианство? Во что верят христиане? Во что верят христиане?
Становление христианской цивилизации Западная Европа, Византия, Русь.
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ. Эпиграф урока: «В начале было слово. Слово было Бог»
История религий в России Урок 18 Рассказ о выборе веры на Руси Православное христианство в истории России (урок модуля «Основы мировых религиозных культур»
ДатаСобытие При каком митрополите 988 г г г г е годы 1589 г.
История герба Ивана III
ПРАВОСЛАВИЕ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ.
РАСКОЛ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ. ХРИСТИАНСТВО ФУНДАМЕНТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Единый латинский язык Единые правила поведения Контроль церкви.
Введение в Мировую Художественную Культуру 6 класс.
Владимир Святославич. Принятие христианства. 1. Повторение изученного материала. 2. Начало правления князя Владимира. 3. Причины принятия христианства.
Византийская империя Задания для учащихся. Вопросы Византия. Откуда пошло это название Восточной Римской империи? Как называли себя жители Византии? 330.
© ООО «Баласс», Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков. § 21 Автор презентации:
Транксрипт:

Москва – третий Рим

В 988 году произошло крещение Руси. Это позволяло русским князьям удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь не только на военную силу, но и на духовную. Принятие христианства изменило быт наших далёких предков и их нравы Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Установились тесные связи Руси с Византией

С каждым годом христианство стало более активно внедряться в жизнь древнерусского государства. Во всех городах и селениях воздвигались христианские храмы, и церкви, создавались монастыри, писались иконы, печатались религиозные книги.

Рим Константинополь Москва На рубеже XV – XVI в. В России появляется политическая теория "Москва третий Рим", обосновывавшая всемирно- историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра

Первый Рим стал христианским при Царе Константине Великом, который практически одновременно основал Второй Рим в восточной части империи (Константинополе).Царе Константине Великом После падения первого Рима под ударами варваров Второй Рим стал несомненной столицей православного вселенского царства. Впоследствии папы Римские претендовали на восстановление Римской империи, но легитимных прав на то так и не получили, а с отколом в латинскую ересь земного господства и вовсе перестали принадлежать к Православию. Второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии с латинянами, отступив от Православия, а затем и понес за это наказание в виде разгрома от турок. понес за это наказание в виде разгрома от турок Русь получила Православие из Константинополя (Второго Рима), который после откола в XI веке западного христианства от Православия стал несомненным удерживающим центром мира. С крещения Руси в 988 г. Константинопольский Вселенский Патриарх был каноническим главою Русской Церкви и до падения Византии Русь была в церковном смысле ее частью с общей столицей Царьградом. После падения Второго Рима ответственность за судьбу Православия легла на Русь, которая в религиозном смысле уже давно, с Крещения в 988 г., была частью Византийской империи.

В XV-XVI веках появляется множество легенд, которые должны были обосновать законное первенство московских государей над всеми русскими князьями. Утверждению этой идеи способствовала и политическая теория, провозглашавшая Москву третьим Римом, по которой вся история христианства сводилась к истории трех Римов первого, погубленного католичеством, второго Константинополя, павшего жертвой униатства, и третьего Москвы, объявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия, которая пребудет в веках. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, ставилась в связь с задачей спасения всего человечества, искупительной миссией христианства.

Михаил Мисюрь-Мунехин, человек очень образованный, бывший послом в Египте и много путешествовавший, по достоинству оценил значение этого пророчества для судеб России. В 1512 он привез в Москву писанный Филофеем хронограф изложение исторических событий с самых древних времен. Скорее всего этот хронограф был известен Иоанну IV и послужил ему в деле редактирования летописных сводов, отражавших ту же пророческую мысль о России как о последнем убежище правоверия. Впервые пророчество о Москве как о Третьем Риме было произнесено иноком Филофеем, старцем псковского Спасо-Елеазарова Великопустынского монастыря, еще в царствование Василия Иоанновича, отца Иоанна Грозного. «Да веси яко вся христианские царства приидоша в конец, говорил он государеву дьяку Мунехину, псковскому наместнику, и снидошася в едино царство: два обо Рима подошла, а третий стоит, а четвертому не быти».

Даже если ученые теперь слегка расходятся в датировке посланий Филофея и в авторстве более поздних из них, - не столь важно, когда и кем был письменно сделан на Руси этот вывод, чуть раньше или позже. Неважно и то, действительно ли род Рюриковичей происходит от римского императора Августа (что утверждал Иоанн Грозный, проводя свою родословную от Пруса, брата Августа). Важна духовная суть Третьего Рима: в этих словах Русь вовсе не гордится связью с "ветхим" или католическим Римом (гордиться этим православному народу было невозможно!), а осознает себя именно как Удерживающего – как переходящее "Ромейское" царство, стержневое царство истории, роль которого переходит от Византии к Москве.Иоанн Грозный Многоопытный инок высокой духовной жизни, Филофей прожил около ста лет. Его рождение относят ко времени падения Константинополя (1453), так что послание к царю он написал уже в глобокой старости, умудренный долгими годами жизни.

Значение Москвы как Третьего Рима выразилось позже и во внешнеполитическом признании русского Великого Князя Царем (венчание на Царство с таинством миропомазания Иоанна Грозного в 1547 г.; признание Константинополем в 1561 г.), и в каноническом установлении Константинопольским Патриархом русского Патриаршества (1589). Все это было важно именно с точки зрения соблюдения канонов, несмотря на несвободное положение Константинопольской кафедры под турками. В Уложенной грамоте, узаконившей русское Патриаршество, за подписью Константинопольского (Вселенского) патриарха Иеремии II, его собственными словами специально упоминается «великое Российское царствие, Третеи Рим». Это было подтверждено Собором всех Патриархов поместных Церквей, а русский Царь – единственный из всех православных властителей – стал поминаться Патриархами других поместных Церквей как покровитель вселенского Православия. Покровительство было и финансовым, что помогло выжить христианам в Османской империи.венчание на Царство с таинством миропомазания Иоанна Грозного в 1547 г.каноническом установлении Константинопольским Патриархом русского Патриаршества (1589)