Работа с учащимися разного уровня развития
Чему учить? учить новым видам деятельности, умению работать с информационными потоками; перерабатывать, отсеивать и использовать информацию.
Как учить? использовать принципы давай делать вместе, в сотрудничестве, делай сам, я помогу, так это делало все человечество, подумай, как это сделаешь ты.
Зачем учить? Чтобы вырастить личность с общечеловеческими жизненными ценностями, не ограниченную профессиональными, конфессиональными, этническими стереотипами, способную гибко перестроить свою деятельность при изменении социально- экономических условий и собственных жизненных установок.
С помощью чего учить? развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности, как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно- нравственного).
Как строить процесс дифференцированного обучения? Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности и др. Теоретики считают: по степени помощи ученику.
дифференциация по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий 1- требующие постоянной дополнительной помощи; 2- способные справляться самостоятельно; 3-способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь товарищам.
Дети группы 1 отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления.
Им необходимы : постоянная стимуляция, яркая мотивация, четкое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения, включение заданий на развитие.
Дети группы 2 У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, хорошая переработка информации, исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация.
Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя (чтобы не возникало иллюзий брошенных детей или всезнаек - всеумеек), небольшая стимуляция, включение творческих заданий
Дети группы 3 обладают академической одаренностью. Это единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий
Стереотипы о 3 группе Помогать им не надо, они всегда пробьются сами. Если ребенок одарен, то это на всю оставшуюся жизнь. Таким детям нужно давать учебного материала побольше и потруднее и проблема его обучения будет решена. С обучением такого ребенка справится любой педагог
НЕТ!!! у таких детей есть психологические особенности и трудности развития, которые переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них, как о детях группы риска. Работать с ними может не каждый психолог и не каждый педагог.
ПЛЮСЫ 3 ГРУППЫ ранняя предметная увлеченность, повышенная любознательность, способность быстро обучаться, большой словарный запас, способность сосредоточиваться на длительное время при выполнении учебного задания, познавательная и исследовательская активность
МИНУСЫ 3 ГРУППЫ Трудно работать, когда ученик перебивает всех, в том числе и учителя, обвиняет всех в тупости и невежестве, все делает нарочито быстро или медленно вообще может выйти из класса, заявив, что на уроке ему скучно, и он и так все знает. эмоциональная неуравновешенность, резкие перепады в отношении к себе и другим, невротизм и другие индивидуальные особенности.
Две категории одаренных детей дети с гармоничным развитием познавательных процессов, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон развития; дети с диссинхронией психических процессов (эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, проблемы общения и поведения).
Трудности, возникающие у академически одаренных детей В нахождении близких по духу друзей (такие дети нуждаются в общении со сверстниками не по возрасту, а по интеллекту). Проблемы участия в общих играх (роли просто участников им не интересны). Проблемы конформности (стремление казаться такими, как все).
Проблемы креативности (склонные к логическому обоснованию своих действий, они боятся творчества, так как его конечный результат нельзя просчитать, вычислить- он для них - полная неопределенность). Трудности самореализации в профессиональной деятельности, адекватной их способностям и уровню притязаний. недостаточная устойчивость ребенка к стрессу (в психиатрии даже существует термин синдром бывшего вундеркинда)
Как педагогу – практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся?
Как подать материал, чтобы одаренные не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
Наступил момент, когда на первый план выходит КПД каждого урока, темы и всего курса.
Необходимо до проведения урока видеть, какой потенциал он имеет, прогнозировать, насколько этот потенциал раскрывают задания урока, как и в какой степени он может быть усвоен детьми разного уровня.
Ребенок должен узнать о том, зачем ему это нужно, почему изучение данной темы необходимо (т.е. необходимо создать мотивацию), полученные знания он должен реализовывать немедленно на уроке (ситуации постоянного затруднения, реализация принципа деятельности) и в домашнем задании, желательно творческого, поискового или практического характера.
Каждый ребенок должен для себя подвести итог урока: что нового он узнал, чему научился, не потратил ли время впустую
Педагоги должны прогнозировать итог: в чем произошел прирост знаний- умений- навыков и на сколько, была ли эффективна коррекция недостатков, в чем выразилось развитие учащихся, что добавил урок в их воспитанность