Тьюторское сопровождение проектной деятельности младших школьников
Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Этапы Содержание Анализ ситуации Переформулировка её в проблему Надо ли её разрешать В чём проблема? Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей Почему именно этих ценностей будем придерживаться? Оценка необходимости восполнения дефицитов. Формулирование принципов отбора целей Зачем двигаться в этом направлении ? Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели Куда придём в итоге?
Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Выбор средств решения проблемы ( адекватных способов действий) Что будем делать и каким будет результат? Решение проблемы ( под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации) Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой) Разрешили ли мы проблему? Представление окружающим полученного результата ( «продукта»)
Однако в реальной «проектной деятельности» в начальной школе можно заметить две крайности: либо это механический перенос метода проектов из основной или старшей школы, либо простое присваивание названия «проект» всему что делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – проект, подготовили под жестким управлением учителя выступление на школьном празднике – проект (так же как при вхождении в педагогическую среду нового термина «компетентность» зачастую говорили о «вычислительной компетентности», «орфографической компетентности» и т.п.).
С нашей точки зрения, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно.
Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.
Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.
Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Какие педагогические эффекты имеют проектные задачи? Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе. Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания. Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия
Регулятивные УУД: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
Познавательные УУД: моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
Коммуникативные УУД: проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Итак, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников. Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.