Компетентностно- ориентированное образование Технологии реализации
Фундаментальные цели образования уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться Жак Делор
Компетенции в образовательном процессе «закладываются»: технологиями обучения; содержанием образования; стилем жизни образовательного учреждения; типом взаимодействия между преподавателями и обучающимися; типом взаимодействия между обучающимися
В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей» Ю.М. Лотман
Образовательная компетенция Совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности
Компетенция отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере
Компетентность владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности; уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Иерархия компетенций: Ключевые компетенции – относятся к общему (мета предметному) содержанию образования; Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие определенное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов
Ключевые компетенции: Ценностно-смысловая компетенция; Социокультурная компетенция; Учебно-познавательная компетенция; Информационная компетенция; Коммуникативная компетенция; Здоровьесберегающая компетенция
Значение культурной традиции: Отражает ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенным этапе его развития, которые прошли в обществе на определенном этапе его развития, которые прошли практическую апробацию, что гарантирует отделение утопических проектов от реализуемых. Формирует духовную сферу, в которой происходит функционирование социальных процессов, в том числе и педагогических. Определяя программу деятельности, общения, поведения субъектов конкретной исторической эпохи, она определяет общую направленность педагогическим стереотипам.
Специфический механизм, во многом задающий общую направленность общественного развития. Ведь именно на потенциях и предпосылках, создаваемых культурной традицией, базируются творческие инновации, благодаря которым преодолеваются соответствующие, отжившие свой век стереотипы человеческой деятельности и происходит развитие общества» Э.С. Маркарян
Особенности педагогических инноваций : Предмет педагогической инновационной деятельности – личность, неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями; Зависимость от объективных условий в виде социального заказа или востребованности обществом; Психологическая готовность педагога к принятию и реализации педагогических инноваций.
Принципы эффективного выбора и использования технологий в учебном процессе: Важна не информационная технология сама по себе, а то, на сколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей; Более дорогостоящие и наиболее современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат. Очень часто наиболее эффективными оказываются достаточно привычные и не дорогостоящие технологии;
Принципы эффективного выбора и использования технологий в учебном процессе: Результат обучения существенно зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления разработанных программ, курсов, методик; При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей.
Обобщенные педагогические технологии: Проблемное обучение: последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучаемыми познавательных задач, решая которые, они активно усваивают знания. Развивающее обучение: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию
Обобщенные педагогические технологии: Дифференцированное обучение: усвоение программного материала на различных планируемых занятиях, но ниже обязательного стандарта; Концентрированное обучение: глубокое изучение предметов за счет объединения знаний в учебные блоки;
Обобщенные педагогические технологии: Модульное обучение: самостоятельная работа обучаемых с индивидуальной учебной программой; Дидактическая игра: самостоятельная познавательная деятельность направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации;
Обобщенные педагогические технологии: Активное (контекстное) обучение : моделирование предметного и социального содержания будущей деятельности (в т.ч. профессиональной); Обучение развитию критического мышления : развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Базовая модель специалиста педагога-технолога: Знание основ НОТ и умения как ролевых характеристик личности педагога. Умения организации личного труда (ОЛТ). Организаторские способности (ОС) как часть педагогических способностей, организации коллективного труда. Социальные установки и интеллектуальные свойства организатора как часть личностной оценки педагога.
Базовая модель специалиста педагога-технолога: Знания теории и истории развития педагогических технологий (ПТ). Знания и умения по разделу «Методы интенсификации процесса обучения». Педагогическая квалиметрия (деловые игры, тестирование, педагогические стандарты). Знания и умения по разделу «Новые информационные технологии обучения».