Профессиональный стандарт педагога утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. 544 н
инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире; инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень; объективный измеритель квалификации педагога; средство отбора педагогических кадров в учреждения образования; основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Функции стандарта преодолеть технократический подход в оценке труда педагога; обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда; мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Область применения стандарта при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Содержание профессионального стандарта
СТРУКТУРА СТАНДАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Обобщённые трудовые функции Трудовые функции Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение. Воспитательная деятельность. Развивающая деятельность. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования Модуль «Предметное обучение. Математика» Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Требования к образованию и обучению:. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО делится на: - обучение - воспитание - развитие
Часть первая – обучение - знание предмета и программы обучения; - уметь планировать и проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока) - знать основы психодидатктики, поликультурного образования; - уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля; - уметь формировать УУД, мотивацию к обучению; - владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика, проектная деятельность и др.; - использовать специальные подходы к обучению для включения в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одарённых учеников, для кого русский язык не является родным и т.п.
Часть первая – обучение - владеть ИКТ компетентностями; - организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации; - участвовать в разработке и реализации программы развития ОУ; - знать основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализацию личности; - знать Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; - знать приоритетные направления развития образовательной системы РФ, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи и др….
Часть вторая – воспитание - должен уметь проектировать и реализовывать воспитательные программы; - владеть формами и методами воспитательной работы; - владеть методами музейной педагогики, методами организации экскурсий, походов и экспедиций; - развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу; - формировать толерантность и навыки поведения; - сотрудничать с другими медработниками и специалистами в решении воспитательных задач; - уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их - уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися и др….
Часть третья – развитие - способность выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; - владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу - умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка - умение отслеживать динамику развития ребенка (применение инструментария и методов диагностики) - умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). - умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка
Часть третья – развитие - знать закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально- психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ - знать основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей - знать основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
- Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе - формирование УУД до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования - объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
- корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов - проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе - ставить различные виды учебных задач (учебно- познавательных, учебно-практических, учебно- игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
- знать основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов - знать примерные основные образовательные программы - знать особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования
Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент государственной политики в сфере общего образования Исполнитель: ГБОУ ВПО «Московский городской психолого - педагогический университет» ПРОЕКТ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (2014–2015 ГГ)
21 стажировочная площадка