Словосочетание Подготовила учитель русского языка и литературы с.ш. им. Димитрова Буркина Эрика Владимировна 7 класс. Объяснение и закрепление нового материала
Словосочетание – два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически: зелёная листва, идти в лес, быстро бежать.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов: какая? прекрасная погода
Внимание! Словосочетаниями не являются: -предлог со словом (в лес, с друзьями); -главные члены предложения (мы идём, берёза шумит).
Существуют три способа связи слов в словосочетаниях: - согласование - управление - примыкание
Согласование Зависимое слово во всём уподобляется главному – в роде, числе и падеже: высокого тополя, весёлые лица
Согласовываться могут: 1. Сущ. + прил. (зеленая листва) 2. Мест. + прил. (мы дружные) 3. Сущ. + мест. (наш класс)
Управление Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. Зависимое слово подчиняется главному: видеть правду, берег моря
Управление бывает между: 1. Сущ. + сущ. (ветка сирени) 2. Гл. + сущ. (знать ответ) 3. Гл. + мест. (видел тебя)
Примыкание Зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу: хорошо выучить, куда-то спешить
Примыкание бывает между: 1. Гл. + нареч. (быстро бежать)
Синтаксическийразборсловосочетания
Порядок разбора: 1. Назвать главное и зависимое слово. Задать вопрос 2. Определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово 3. Определить способ связи слов в словосочетании
Образец письменного разбора словосочетания Весенний ветерок – соглас. прил.сущ. какой?
Творческое задание Рассмотрите иллюстрации и придумайте по 2 словосочетания на каждый тип связи
Используемые ресурсы nature_web_outdoor_animal/ jpghttp://labelme.csail.mit.edu/Images/static_ nature_web_outdoor_animal/ jpg