Алгоритмическая конструкция «ветвление»
Данная конструкция применяется в алгоритмах для задач, при решении которых необходимо делать выбор между различными действиями в зависимости от некоторого условия. Ветвление обеспечивает в зависимости от результата проверки условия (да или нет) выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран. Конструкция ветвление существует в двух основных вариантах: ветвление в полной форме ветвление в сокращённой форме
Схема «ветвления» в полной форме Условие Набор команд 1 Набор команд 2 Да Нет
Задание 1 Разработать алгоритм для ответа на вопрос: станет ли искусственным спутником Земли (ИСЗ) тело, которому сообщили скорость м/с? Алгоритм изобразить в виде блок-схемы. Примечание: тело станет спутником, если его скорость превысит первую космическую скорость М = кг масса Земли, R= м радиус Земли, G = 6, гравитационная постоянная.
Блок-схема алгоритма R= М = G = начало «Тело станет ИСЗ Земли» «Тело упадёт на Землю» конец Да Нет
Условие Набор команд Да Нет Схема «ветвления» в сокращённой форме
Задание 2 Разработать алгоритм для определения знака данного числа X. Алгоритм изобразить в виде блок-схемы.
Блок-схема алгоритма начало «Число положительное» конец X > 0 «Число отрицательное » «Число равно нулю» X X < 0 X = 0 Да Нет
Организация ветвления в языке программирования BASIC
Организация ветвления в языке программирования BASIC (ветвление в полной форме) Ветвление в языке программирования BASIC реализуется с помощью условного оператора, в котором используются ключевые слова IF (если), THEN (то), ELSE (иначе) В программе на языке программирования BASIC оператор ветвления может записываться в одну строку: IF THEN ELSE или в несколько строк: IF THEN ELSE END IF Оператор 1 исполняется, если при проверке окажется, что условие верно. Если же окажется, что условие неверно, то будет исполнен оператор 2 К схеме
Организация ветвления в языке программирования BASIC (ветвление в сокращённой форме) В программе на языке программирования BASIC оператор ветвления в сокращённой форме также может записываться в одну строку: IF THEN или в несколько строк: IF THEN END IF Оператор 1 исполняется, если при проверке окажется, что условие верно. Если же окажется, что условие неверно, то ветвление завершается и исполнение перейдёт к очередному оператору. К схеме
Организация ветвления в языке программирования BASIC (запись условий) Для записи условий в языке BASIC используются операции отношения: больше (>) меньше (<) равно (=)неравно (> ) не меньше (>=) небольшие (<=) Условия могут быть простыми, например: A>=0,Z=3, Х 0 Также условия могут быть сложными, то есть состоящими из нескольких простых, образованных с помощью логических связок AND (и) или OR (или), например: (D>8) AND (N=0) AND (C<3) - данное условие считается выполненным, если выполняются все входящие в него простые условия; (C<>-8) OR (A>3) OR (F>=5) - данное условие считается выполненным, если выполняется хотя бы одно из входящих в него простых условий
Организация ветвления в языке программирования BASIC (оператор перехода) При организации ветвления в языке BASIC можно использовать оператор перехода GOTO, который передаёт управление строке с указанным номером. Например: 20 GOTO 100 (безусловный переход) 80 IF X<0 THEN GOTO 10 (условный переход)
Задание 1 Разработать алгоритм для ответа на вопрос: станет ли искусственным спутником Земли (ИСЗ) тело которому сообщили скорость м/с? Алгоритм записать на языке программирования BASIC. Примечание: тело станет спутником, если его скорость превысит первую космическую скорость М = кг масса Земли, R= м радиус Земли, G = 6, гравитационная постоянная. К схеме
Программа на языке BASIC 10 INPUT "ВВЕДИТЕ СКОРОСТЬ ТЕЛА"; V 20 LET M = 6E LET R = LET G = 6.67E LET V1 = SQR(G * M / R) 70 IF V >= V1 THEN PRINT "ТЕЛО СТАНЕТ ИСКУССТВЕННЫМ СПУТНИКОМ ЗЕМЛИ" ELSE PRINT "ТЕЛО УПАДЁТ НА ЗЕМЛЮ" 80 END Задание: Введите текст программы в память компьютера и запустите эту программу. При запросе скорости тела введите первый раз значение 7000, а при повторном запуске введите значение 8000
Задание 2 Разработать алгоритм для определения знака данного числа X. Алгоритм записать на языке программирования BASIC
Программа на языке BASIC Задание: Введите текст программы в память компьютера и запустите эту программу. При запросе числа введите первый раз ноль, при повторном запуске введите отрицательное число, а третий раз введите положительное число. 10 INPUT "ВВЕДИТЕ ЛЮБОЕ ЧИСЛО"; X 20 IF X > 0 THEN PRINT "ЧИСЛО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ" 30 IF X < 0 THEN PRINT "ЧИСЛО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ" 40 IF X = 0 THEN PRINT "ЧИСЛО РАВНО НУЛЮ" 50 END
Задание 3. Разработайте программу на языке BASIC, которая по номеру дня недели (от 1 до 7) будет определять количество уроков в указанный день согласно следующего расписания: День Количество уроков ПН5 ВТ6 СР7 ЧТ6 ПТ5 СБ6 ВС0
Программа на языке BASIC 10 INPUT "ВВЕДИТЕ НОМЕР ДНЯ"; N 20 IF (N < 1) OR (N > 7) THEN GOTO IF (N = 1) OR (N = 5) THEN LET K = 5 40 IF (N = 2) OR (N = 4) OR (N = 6) THEN LET K = 6 50 IF N = 3 THEN LET K = 7 60 IF N = 7 THEN LET K = 0 70 PRINT "В ЭТОТ ДЕНЬ "; K; " УРОКОВ" 80 END