Педагогический совет на тему: «Программа мероприятий по внедрению стандартов нового поколения: сравнительный анализ ФГОС и перспективы их реализации»
Великая цель образования - это не знания, а действия Гербер Спенсер
Причины введения ФГОС 3 поколения невостребованность профессий; переучивание на новые профессии после получения профессионального образования; переориентация обучения на ключевые компетентности обучающегося, а не на приобретение суммы знаний; высокие потери средств расходуемых на целевую подготовку квалифицированных специалистов; возникновение новых профессий; повышение индивидуальной ответственности работников за качество труда; повышение уровня взаимодействия работников в коллективе.
Формат ФГОС точное перечисление должностей; определение трудовых обязанностей; ориентир на стандарты профессиональной деятельности.стандарты профессиональной деятельности справка Утверждены профессиональные стандарты по следующим направлениям профессиональной деятельности: руководство (управление) организацией; индустрии питания; индустрии питания и гостеприимства; в области информационных технологий; область авиастроения;
ФГОС совокупность требований, обязательных при реализации среднего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
ФГОС Федеральный закон от 1 декабря 2007 года 309-ФЗ утвердил структуру ФГОС требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Результат образования по ФГОС Условия реализации ФГОС Структура ФГОС сформированность качеств личности и компетентностей сферы; кадровое, финансово- экономическое, материально-техническое; инвариантная (70%) и вариативная (30%) части
ФГОС обеспечит единство федеральных требований к образовательным программам; повышение требовательности к разработке содержания образования на всех уровнях; развитие академических свобод; повышение качества образования и его мобильность в рамках одного ОУ.
Основа ФГОС Модульно- компетентностный подход ориентируемый на цели, значимые для сферы труда модуль - реальные профессиональные действия выполняемые работником; модуль - практика в модуле; теория + практика = профессиональная компетентность
Принципы построения ФГОС ориентация на результат; раздельного функционирования образовательного стандарта и образовательной программы; целостной системы ПС-ФГОС; минимальной достаточности; единства общих и профессиональных компетенций; функциональности; модульного построения.
Уровни ФГОС СПО Базовая подготовка освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена. Углубленная подготовка приобретение углубленных общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации усложненных видов профессиональной деятельности в соответствии с более высокой квалификацией специалиста среднего звена.
Содержание ФГОС СПО характеристика профессиональной деятельности; виды профессиональной деятельности; требования к результатам освоения программы (ОК,ПК) структура профессиональной образовательной программы (ОГ и СЭЦ, МиОЕНЦ, ПЦ, разделы: практика, промежуточная аттестация, ИГА);
Структура ОПОП СПО Инвариантная часть (70%) Обязательной части: ОГСЭ.00 П.00 ОП.00 ПМ.00 (МДК) с количеством часов на цикл и модуль, определением умений, знаний, практического опыта в части ПМ и их соотношением с кодом формируемой компетенции. Практика Промежуточная аттестация ИГА (ВКР или экзамен) Вариативная часть (30%) Содержание МДК и дисциплин определяется ОУ Академические свободы: - увеличение объема времени отведенного на ОПОП за счет вариативной части; - введение дисциплин и модулей в соответствии с потребностями работодателей
Образовательный модуль Обеспечивает: становление ключевых и профессиональных компетенций; переход в конструировании содержания образования - от «знаний» к «способам деятельности»; применение технологической составляющей максимально удобной для использования модульно-компетентностного подхода в системе НПО и СПО; комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, направленной на выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Реализация нового подхода возможна только при выделении ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках модульно-компетентностного подхода.
Введение стандартов позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне; дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей; позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ (техника безопасности, эффективное общение и т.д.).
Оценка компетенций предполагает использование методов диагностики деятельности (наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита учебных портфелей и др.); оценка производится независимо по каждому конкретному модулю; процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции; оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности/задач модуля.
Обязательные требования ФГОС СПО ежегодное обновление содержание ОПОП в части ПМ; формировать требования к результатам освоения ПМ; выстраивать ИОП; формирование социокультурной среды; использование интерактивных форм обучения;
1. Указать изменения и /или дополнения по сравнению с ГОС СПО 2-ого поколения. 2. Предложения рабочей группы к проекту программы реализации ФГОС 3-его поколения в Ангарском педагогическом колледже.
Спасибо за внимание!