1 Ученическое научное общество « Квант » 1 Ученическое научное общество « Квант » 2 Направление работы УНО 2 Направление работы УНО 3 Темы исследовательских работ 3 Темы исследовательских работ 4 Справка 4 Справка
Ученическое научное общество «Квант» Девиз: чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. -Математика-это то, посредством чего люди управляют природой и собой. А.Н.Колмогоров. -Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет… Г.В.Лейбниц.
Состав: Состав:1 Корепова Лена 2 Русяева Таня 3 Костюкова Аня 4 Кологорденко Юля 5 Ерохина Наташа 6 Чуйко Наташа 7 Тарасов Лёша 8 Дьяконов Женя 9 Попов Лёня 10 Филинов Костя 11 Чибиков Саша
Направление работы УНО I Решение задач повышенной сложности 1 решение квадратных уравнений с параметром 1 решение квадратных уравнений с параметром 2 многочлены и уравнения высших степеней 2 многочлены и уравнения высших степеней 3 решение уравнений и неравенств с модулями 3 решение уравнений и неравенств с модулями 4 решение тригонометрических уравнений и неравенств 4 решение тригонометрических уравнений и неравенств II Теоретическое (история математики) II Теоретическое (история математики) 1 Древний Египет, Вавилон, Греция 1 Древний Египет, Вавилон, Греция 2 Средневековье 2 Средневековье 3 Эпоха возрождения (XV-XVIв.) 3 Эпоха возрождения (XV-XVIв.) 4 Период классической математики (XII-XXв.) 4 Период классической математики (XII-XXв.) 5 Период современной математики (XXв.) 5 Период современной математики (XXв.)
Темы исследовательских работ Как люди считали в старину (Русяева Т.) Античный мир (Чуйко Н., Тарасов Л.) Геометрия до Евклида в очерках и задачах (Костюкова А.) Развитие математики (Кологорденко Ю.) История отрицательных чисел (Дьяконов Ж.) Биография Архимеда (Филинов К.) Биография Пифагора Биография Пифагора (Корепова Л.) Биография Пифагора Биография Евклида Биография Евклида (Ерохина Н.) Биография Евклида Биография Аполлония Биография Аполлония (Чибиков С.) Биография Аполлония Биография Аристотеля Биография Аристотеля (Костюкова А.) Биография Аристотеля Биография Ковалевской С.В. (Ерохина Н., Русяева Т., Кологорденко Ю., Костюкова А..)
Справка о работе УНО С целью пробуждения интереса школьников к истории математики членами математической секции научного общества были проведены беседы в 6,7,8 классах по теме: «Биография, творческий путь математиков». Также провели математический вечер «Прекрасная женщина – великий математик» (о Софье Ковалевской). С целью пробуждения интереса школьников к истории математики членами математической секции научного общества были проведены беседы в 6,7,8 классах по теме: «Биография, творческий путь математиков». Также провели математический вечер «Прекрасная женщина – великий математик» (о Софье Ковалевской). Участники математической секции принимали участие на областном форуме «Одарённые дети», проходившем в ДОЛ имени Ю.А. Гагарина в 2005 году. Это Корепова Лена и Чуйко Наташа. Они выступали со своими докладами и были награждены дипломом и грамотой. Участники математической секции принимали участие на областном форуме «Одарённые дети», проходившем в ДОЛ имени Ю.А. Гагарина в 2005 году. Это Корепова Лена и Чуйко Наташа. Они выступали со своими докладами и были награждены дипломом и грамотой.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) Крупнейший древнегреческий мыслитель, основоположник всех научных течений и в Европе, где его научные подходы главенствовали до XVII в., и на Востоке. Воспитатель Александра Македонского. Воспитанник, а затем учитель в знаменитой Академии Платона (научная школа в Афинах в районе горы Акад, просуществовавшая до VI в. н.э.), основатель своей собственной школы Ликей (в Афинах неподалеку от храма Аполлона Ликейского). Аристотель изложил главные принципы построения любой дедуктивной (основанной на логических доказательствах) теории, на базе которых позднее были написаны «Начала» Евклида. Он же разработал и общие правила логического вывода («аристотелева логика» – основа математической логики). Аристотелю приписывают слова: «Платон мне друг, но истина дороже!» (лат. Amicus Plato, sed magis amica est veritas), – и не безосновательно. Хотя непосредственно у Платона Аристотель не учился, он полемизировал с платоновыми идеями (в прямом и переносном смыслах! – т. е. с учением Платона об «идеях»).
Пифагор (ок. 569 – ок. 475 до н.э.) Пифагор (ок. 569 – ок. 475 до н.э.) Родился на острове Самос в Эгейском море, в семье купца Мнезарха. Путешествуя с отцом, будто бы в возрасте 18–20 лет он посетил старого тогда уже Фалеса (о. Самос почти рядом с Милетом!), который и пробудил интерес юноши к математике и астрономии, посоветовал ему поехать для основательного образования в Египет. Пифагор последовал совету. Затем были Вавилон, Индия... Родился на острове Самос в Эгейском море, в семье купца Мнезарха. Путешествуя с отцом, будто бы в возрасте 18–20 лет он посетил старого тогда уже Фалеса (о. Самос почти рядом с Милетом!), который и пробудил интерес юноши к математике и астрономии, посоветовал ему поехать для основательного образования в Египет. Пифагор последовал совету. Затем были Вавилон, Индия... По возвращении на Самос Пифагор основал свою школу, но затем покинул остров. В южноиталийском г. Кротоне им был основан знаменитый пифагорейский союз, бывший одновременно и научной школой, и политическим и религиозным сообществом, в котором Пифагор почитался чуть ли не божеством... По возвращении на Самос Пифагор основал свою школу, но затем покинул остров. В южноиталийском г. Кротоне им был основан знаменитый пифагорейский союз, бывший одновременно и научной школой, и политическим и религиозным сообществом, в котором Пифагор почитался чуть ли не божеством... В школе Пифагора рассматривались четыре mathema (науки): арифметика, музыка (гармония), геометрия и астрономия с астрологией. Пифагорейцы считали, что в основе всего лежат числа и гармония, ими поддерживаемая, но что все в математике нужно доказывать. Политическая деятельность пифагорейцев в конце концов привела к краху – после 30-летнего существования союза Пифагору с учениками пришлось уехать в г. Тарент, а потом в г. Месапонт. Здесь почти 95-летний Пифагор и погиб в одной из ночных стычек. Так закончилась легендарная жизнь В школе Пифагора рассматривались четыре mathema (науки): арифметика, музыка (гармония), геометрия и астрономия с астрологией. Пифагорейцы считали, что в основе всего лежат числа и гармония, ими поддерживаемая, но что все в математике нужно доказывать. Политическая деятельность пифагорейцев в конце концов привела к краху – после 30-летнего существования союза Пифагору с учениками пришлось уехать в г. Тарент, а потом в г. Месапонт. Здесь почти 95-летний Пифагор и погиб в одной из ночных стычек. Так закончилась легендарная жизнь
Евклид (ок. 325 – ок. 265 до н.э.) Евклид (ок. 325 – ок. 265 до н.э.) Знаменитейший ученый Древней Греции. Предположительно родился в Александрии, учился в Афинах. Вернувшись в родной город, основал в нем научную школу. Кроме математики, занимался оптикой и музыкой. Знаменитейший ученый Древней Греции. Предположительно родился в Александрии, учился в Афинах. Вернувшись в родной город, основал в нем научную школу. Кроме математики, занимался оптикой и музыкой. Главный его 13-томный трактат «Начала», кроме сыгравшего огромную роль аксиоматического построения геометрии, содержит фундаментальные результаты по теории чисел, геометрической алгебре и проч. Главный его 13-томный трактат «Начала», кроме сыгравшего огромную роль аксиоматического построения геометрии, содержит фундаментальные результаты по теории чисел, геометрической алгебре и проч. О Евклиде сохранилось очень мало сведений. Один из первых комментаторов «Начал» византийский математик и философ Диадох Прокл (411–485) упоминает о разговоре Евклида с основателем династии египетских царей Птолемеев (правил в 306–283 гг. до н.э.; между прочим, последняя из династии Птолемеев – знаменитая царица Клеопатра!). Птолемей I будто бы спросил Евклида, нет ли более короткого пути для изучения геометрии, чем изложенный в «Началах», на что Евклид ответил: «В геометрии нет царской дороги»! Поясним, что царские дороги (в прямом смысле – дороги!) в Египте, в отличие от прочих дорог, были ровными и широкими... О Евклиде сохранилось очень мало сведений. Один из первых комментаторов «Начал» византийский математик и философ Диадох Прокл (411–485) упоминает о разговоре Евклида с основателем династии египетских царей Птолемеев (правил в 306–283 гг. до н.э.; между прочим, последняя из династии Птолемеев – знаменитая царица Клеопатра!). Птолемей I будто бы спросил Евклида, нет ли более короткого пути для изучения геометрии, чем изложенный в «Началах», на что Евклид ответил: «В геометрии нет царской дороги»! Поясним, что царские дороги (в прямом смысле – дороги!) в Египте, в отличие от прочих дорог, были ровными и широкими... Вот и по сие время элементарная геометрия в большинстве учебников излагается почти «по Евклиду»! Вот и по сие время элементарная геометрия в большинстве учебников излагается почти «по Евклиду»!
Аполлоний Пергский (ок. 262 – ок. 190 до н.э.) Аполлоний Пергский (ок. 262 – ок. 190 до н.э.) Третий и последний, наряду с Евклидом и своим старшим современником Архимедом (287–212 до н.э.), выдающийся древнегреческий математик эпохи эллинизма (до времен Римской империи, отсчитываемых со II в. до н.э.); его называли «Великим Геометром». Третий и последний, наряду с Евклидом и своим старшим современником Архимедом (287–212 до н.э.), выдающийся древнегреческий математик эпохи эллинизма (до времен Римской империи, отсчитываемых со II в. до н.э.); его называли «Великим Геометром». Родом из греческого городка Перге в Малой Азии (теперь в Турции, близ популярной ныне Анталии), он учился у преемников Евклида в Александрии, где потом преимущественно и жил. Родом из греческого городка Перге в Малой Азии (теперь в Турции, близ популярной ныне Анталии), он учился у преемников Евклида в Александрии, где потом преимущественно и жил. В элементарной геометрии Аполлоний популярен благодаря названным его именем задаче об окружности, касающейся трех данных, и геометрическом месте точек, отношение расстояний от которых до двух данных точек постоянно (это т.н. окружности Аполлония). Но «Великим» геометром его следует называть и сейчас не из-за этих задачи и ГМТ, а из-за выдающегося влияния, которое оказал его основной восьмитомный труд «Конические сечения» на математику и механику XVI–XVII вв. В элементарной геометрии Аполлоний популярен благодаря названным его именем задаче об окружности, касающейся трех данных, и геометрическом месте точек, отношение расстояний от которых до двух данных точек постоянно (это т.н. окружности Аполлония). Но «Великим» геометром его следует называть и сейчас не из-за этих задачи и ГМТ, а из-за выдающегося влияния, которое оказал его основной восьмитомный труд «Конические сечения» на математику и механику XVI–XVII вв. Семь из восьми книг этого сочинения сохранились, были переведены на латынь и подвигли Ферма и Декарта на изобретение метода координат. Конические сечения (коники) изобрел еще Менехм (ок. 380–320 до н.э.), чтобы с помощью этих кривых решать, например, задачу удвоения куба. Аполлоний рассмотрел коники в общем случае, дал им сохранившиеся через века названия: эллипс, гипербола, парабола, вывел разнообразные их свойства, используя при этом своеобразные связанные с кониками координаты. Через 17 веков (!) оказалось, что именно по изученным Аполлонием кривым совершаются как движение брошенного камня (Галилей), так и обращение планет вокруг Солнца (Кеплер). Семь из восьми книг этого сочинения сохранились, были переведены на латынь и подвигли Ферма и Декарта на изобретение метода координат. Конические сечения (коники) изобрел еще Менехм (ок. 380–320 до н.э.), чтобы с помощью этих кривых решать, например, задачу удвоения куба. Аполлоний рассмотрел коники в общем случае, дал им сохранившиеся через века названия: эллипс, гипербола, парабола, вывел разнообразные их свойства, используя при этом своеобразные связанные с кониками координаты. Через 17 веков (!) оказалось, что именно по изученным Аполлонием кривым совершаются как движение брошенного камня (Галилей), так и обращение планет вокруг Солнца (Кеплер).